О возобновлении роста цен на топливо "Ъ" сообщили несколько участников авиарынка. По данным аэропортов в Центре расписаний и тарифов, в московском Шереметьево с 8 июля тонна керосина подорожала на 4,5%, до 17,76 тыс. руб. без НДС и стоимости услуг заправки, в петербургском Пулково с 11 июля -- на 6%, до 16,7 тыс. руб., в новосибирском Толмачево -- на 2,7%, до 15,9 тыс. руб., на аэропортовом ТЗК и на 2,67%, до 16,3 тыс. руб., на ТЗК "Газпром нефти". В ИЦ "Кортес" поясняют, что оптовые цены на керосин с НПЗ в июле увеличились на 8-12%. В "Газпром нефти" "Ъ" сообщили, что с 1 июля цены в России выросли в среднем на 9%. "Это обусловлено повышением стоимости нефти на мировом рынке",-- говорят в компании,
отмечая, что в мире авиатопливо подорожало более чем на 19%.
Резкий рост цен на керосин начался в конце 2007 года. К лету 2008 года его стоимость в России превысила мировую. Это привело к кризису на авиарынке и банкротству ряда авиакомпаний. Пик цен пришелся на август--сентябрь 2008 года -- общий рост составил 200%. После резких заявлений премьера Владимира Путина и угроз ФАС нефтяники пошли на снижение цен. Однако в целом к июню они упали всего на 25%.
Крупнейшие авиаперевозчики для экономии на топливе уже перешли на прямые контракты с нефтяниками: стоимость топлива определяется исходя из "формулы цены", зафиксированной в двусторонних договорах. В "Аэрофлоте" (соглашение с "Роснефтью") отмечают, что топливо привязано к биржевым ценам, но абсолютная стоимость тонны керосина оказывается ниже, чем в аэропортовых ТЗК. В "Трансаэро" (работает с "Газпром нефтью") также отмечают, что прямые контракты оказались
эффективными.
В Sky Express (базируется во Внуково и не имеет прямых контрактов с нефтяниками) заявляют, что рост цен на топливо начался еще в мае, но называют его "незначительным" -- от 200 до 1 тыс. руб. за тонну. "С учетом сезона повышенного спроса и высоких цен на билеты это пока не сильно бьет по карману перевозчика,-- говорит гендиректор авиакомпании Марина Букалова.-- Но тенденции рынка говорят о том, что к осени еще будет рост".
Павел Строков из ИЦ "Кортес" напоминает, что в первой половине года, вопреки росту цен на нефть, стоимость керосина в России оставалась на одном уровне или снижалась. "Это объясняется тем, что нефтяники столкнулись со снижением спроса и не успели оптимизировать объемы производства",-- говорит эксперт. Но, по его словам, уже к концу первого квартала нефтяники начали увеличивать долю экспорта и снижать объемы производства.
Однако, как воспримет ФАС увеличение экспорта и снижение объемов производства нефтяниками, пока неизвестно.
В любом случае за ситуацию на топливном рынке уже расплачиваются пассажиры. Большинство авиакомпаний отреагировали на рост цен повышением топливных сборов. Так, "Ютэйр", отменившая топливные сборы в начале года, с июля вернулась к их применению. "Трансаэро" и "ВИМ-авиа" увеличили сниженные ранее сборы. Туристические компании спешно информируют клиентов о необходимости произвести доплату. По данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи
Ломидзе, перелеты на курорты Турции подорожали примерно на $20 за человека, на Бали -- на $90, в Таиланд -- на $55.
Алексей Ъ-Екимовский




SIA.RU: Главное