Руководство АвтоВАЗа не смогло выполнить собственную антикризисную программу. По итогам года объем производства завода упадет втрое, до 330 тыс. машин, а складские запасы вырастут до рекордных 112-124 тыс. машин. В Тольятти уже говорят об увольнении четверти сотрудников АвтоВАЗа, включая президента компании Бориса Алешина. Сам завод это пока опровергает.
Вчера губернатор Самарской области Владимир Артяков провел совещание с руководством АвтоВАЗа и главами компаний--поставщиков завода. Поводом стала грядущая остановка конвейера АвтоВАЗа с 3 августа на месяц. Как уже сообщал "Ъ" 22 июля, остановка чревата банкротством поставщиков завода, что в перспективе грозит банкротством самому предприятию.
На АвтоВАЗе итоги совещания комментировать отказались. По словам нескольких участников совещания, и. о. президента завода Игорь Комаров (президент Борис Алешин находится в отпуске) признал, что завод в 2009 году ждет резкое падение производства -- до 330 тыс. машин с учетом машинокомплектов. Более того, складские запасы завода к концу года вырастут с нынешних 85 тыс. машин до 112-124 тыс. В конечном итоге, уверяют собеседники "Ъ", Игорь Комаров объявил о планируемом сокращении не менее четверти персонала завода (27,7 тыс. человек из 100 тыс.).
Впрочем, вечером пресс-служба АвтоВАЗа опровергла планы по сокращениям.
Слова Игоря Комарова означают, что руководство АвтоВАЗа не справляется с выполнением собственной антикризисной программы, которую разработало весной. Теперь речь снова идет о сокращении объемов, что еще больше повышает
риск банкротства поставщиков, говорит аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.
В правительстве Самарской области уже намекают, что избежать банкротств в автопроме без господдержки невозможно. Министр промышленности региона Владислав Капустин вчера заявил, что АвтоВАЗу следует составить список ключевых поставщиков, без которых он не способен выпускать машины. Этот список будет направлен в комиссию Игоря Шувалова.
На фоне разговоров об угрозе банкротства АвтоВАЗа и его поставщиков в Тольятти все активнее обсуждается возможная отставка президента компании Бориса Алешина (на заводе ее также неоднократно опровергали). Несмотря на столь сложную ситуацию не только на самом АвтоВАЗе, но и у его смежников, господин Алешин уже около месяца находится в отпуске, из которого выйдет только 3 августа, то есть в день остановки конвейера.
Возможным преемником господина Алешина на АвтоВАЗе называют Игоря Комарова, который был назначен на завод "Ростехнологиями" как антикризисный менеджер, способный жестко контролировать издержки и финансовые потоки. Вице-президент по экономике и финансам АвтоВАЗа Олег Лобанов, которого привел с собой господин Комаров, уже обещал
вывести предприятие на безубыточность до конца года. Правда, господин Лобанов признавал, что план продаж на 2009 год -- не более 360 тыс. машин (он рассчитан просто: завод с начала кризиса продает по 30 тыс. машин в месяц). Аналитики уже говорили, что этот план означает падение выручки в 2009 году минимум на 45% и "выйти с таким падением на безубыточность нереально", поскольку завод не сможет пропорционально сократить свои издержки.
Если банкротство АвтоВАЗа состоится, это будет уже вторая крупная неудача "Ростехнологий" в промышленности, напоминает Михаил Лямин из Банка Москвы. Он отмечает, что госкорпорация уже пыталась реанимировать альянс AirUnion, но вчера последняя из компаний альянса ("Домодедовские авиалинии") была признана банкротом.
Дмитрий Ъ-Беликов; Мария Ъ-Гуторова, Елена Ъ-Колычева, Самара




SIA.RU: Главное