Новости

В прошедшем десятилетии Россия оказалась одной из самых успешных стран в мире. Будет ли начинающийся цикл столь же успешным для России?

Российская экономика вступает в новый цикл. В ходе предыдущего цикла, который составил чуть более 10 лет, реальный ВВП России почти удвоился, реальные расходы домохозяйств увеличились в 2.4 раза, строительство жилья выросло в 2.1 раза. По объему ВВП российская экономика вошла в десятку крупнейших экономик мира. Объективно, в прошедшем десятилетии
Россия оказалась одной из самых успешных стран в мире.

Будет ли начинающийся цикл столь же успешным для России? Наш ответ – да. Более того, мы считаем, что в новом цикле российская экономика может показать даже более высокие результаты, чем в прошедшие десять лет, и к концу следующего десятилетия прочно закрепится на 5-6-м месте в рейтинге крупнейших мировых экономик. Мы видим для этого следующие предпосылки:

1. Более качественная кредитно-денежная политика. На протяжении предыдущего десятилетия российская экономика серьезно страдала от «голландской болезни». Наиболее неприятным проявлением этой болезни была высокая инфляция. Переход денежных властей к политике инфляционного таргетирования, который реально начался в этом году, создаст более здоровую макроэкономическую среду и обеспечит более низкие долгосрочные показатели инфляции (мы полагаем, что среднегодовая инфляция в новом цикле составит не более 5-7 % по сравнению с 14 % в завершившемся цикле). Это станет важным стимулом для внутреннего спроса, который будет служить основным драйвером экономики в следующем десятилетии.

2. Поход на восток. Завершающийся кризис наглядно продемонстрировал колоссально возросшую роль азиатских экономик в мире и их потенциал. Именно Азия первой начала восстанавливаться от кризиса, и отдельные страны этого региона уже сейчас превысили докризисные уровни. Определенную роль в этом сыграли программы стимулирования внутреннего спроса,
осуществлявшиеся правительствами за счет накопленных резервов. Важным фактором также стало усиление внутрирегиональных связей, которые отчасти компенсировали сокращение экспорта на развитые рынки. Диверсификация российского экспорта в сторону быстрорастущей Азии будет важной тенденцией нового цикла. В первую очередь это, конечно, коснется поставок сырьевых товаров – нефти, металлургического сырья, металлов. Первая нефть по ВСТО-1 потечет уже в самом начале следующего года. В числе крупнейших перспективных проектов, ориентированных на Азию, – ВСТО-2 и Эльгинское угольное месторождение в Якутии (Мечел). Помимо нефтяников, угольщиков и металлургов бенефициарами быстрорастущего спроса со стороны азиатских экономик будут и российские производители калийных удобрений.

3. Инфраструктура. Тема обновления инфраструктуры, бывшая столь модной среди инвесторов в российские акции еще пару лет назад, никуда не делась. Мы полагаем, что инвестиционная активность государства будет оставаться достаточно высокой и большинство крупнейших инфраструктурных проектов, заявленных до кризиса, будут успешно реализованы. Мы не думаем, что бюджетные ограничения смогут охладить инвестиционную активность государства.

По нашим оценкам, проблема бюджетного дефицита преувеличена – в следующем году он не превысит 2 % ВВП, а начиная с 2011 г. бюджет вновь будет профицитным. Конечно, все эти факторы проявятся в полной мере лишь в случае сохранения благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья, что, на наш взгляд, высоковероятно (более подробно о ценах на нефть мы рассуждаем в разделе «Нефть и газ»).

Главным риском для инвестиций в российские акции сейчас, как и год назад, является состояние мировой экономики, в первую очередь развитых стран. Здесь последствия кризиса будут перевариваться еще очень долго, и рецидивы финансовых потрясений высоковероятны. Однако мы считаем, что в новом цикле зависимость развивающегося мира от кономики США будет постепенно снижаться. Даже если экономика США в 2011-2012 гг. вновь окажется в состоянии стагнации (в 2010 г. Америку ожидает уверенный подъем), то многие развивающиеся страны могут этого просто не заметить. Вообще, кризис оказался не столь глобальным, как виделось в начале. Ряд стран прошли его без больших потерь. Многие азвивающиеся экономики уже сейчас компенсировали все понесенные потери. Другим это только предстоит.

В последний год часто приходилось слышать, что Россия сильнее других пострадала от кризиса и оказалась слабым звеном на развивающихся рынках. Звучали даже призывы расстаться с аббревиатурой БРИК, исключив букву «Р» из числа наиболее перспективных emerging markets. Действительно ли Россия оказалась самой слабой? На наш взгляд, это ошибочное утверждение.

В обзоре мы приводим графики, характеризующие динамику промышленного производства и сектора розничной торговли в крупнейших развитых и развивающихся странах (Китай и Индию мы не рассматриваем, т.к., во-первых, статистика по этим странам вызывает определенные вопросы и не всегда сопоставима с другими экономиками, а, во-вторых, в этом кризисе Китай и Индия, действительно, стали яркими исключениями, продемонстрировав наибольшую устойчивость к внешним шокам).

Приведенные графики наглядно показывают глубину и беспрецедентность нынешнего кризиса, а также позволяют сделать ряд интересных обобщений. Так если рассматривать промышленный сектор, то видно, что для развитого мира потери здесь оказались несопоставимо большими в сравнении с развивающими странами. Так, на пике спада промышленность США и Германии возвращалась на десятилетие назад (в 1998 год), а японская промышленность откатилась на четверть века! В то же время развивающиеся страны дружно вернулись на уровни 2004-2005 гг., и Россия не стала исключением (любопытно, что именно в 2004-2005 гг. началось надувание пузырей на commodities и emerging markets). Восстановление действительно идет по многим странам неравномерно, и Россия пока не выглядит лидером, но и не является явным аутсайдером.

С точки зрения потребительского спроса опять нельзя сказать, что Россия – слабое звено. Так, сокращение натурального оборота в секторе розничной торговли у нас примерно сопоставимо с США (10-11 % от пика до дна), но при этом экономика США по данному показателю вернулась в 2005 год, а Россия – всего лишь в 2007-й. Можно проводить и другие аналогии, в частности сравнивать состояние рынка труда (в России рост безработицы оказался далеко не самым сильным) или посмотреть на дефициты правительственных бюджетов (по этому показателю Россия скорее в середняках), но в любом случае вывод будет один и тот же: динамика российской экономики в период кризиса вполне сопоставима с динамикой ее глобальных конкурентов. По масштабу разрушений, вызванных кризисом, и скорости восстановления Россия, пожалуй, ыглядит не лучше, но и не хуже большинства крупнейших развитых и развивающих стран.

На наш взгляд, эти рассуждения позволяют сделать главный вывод: кризис не дал явных поводов для переоценки инвестиционных перспектив российской экономики. В начале нового цикла Россия сохраняет свою инвестиционную привлекательность, а российский рынок акций, имевший в предыдущем цикле максимальный β среди всех emerging markets, сулит максимальную доходность в случае дальнейшего подъема мировых рынков.

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное