Расплачиваться за строительство трубопровода из Восточной Сибири на Тихий океан придется всем нефтяникам, даже тем, кто не будет пользоваться этим направлением. Рабочая группа при Минпромэнерго начинает расчет сетевого тарифа, призванного сделать экспорт сибирской нефти равноэффективным как для западного, так и для восточного направления. Отраслевые эксперты считают, что в результате ощутимо вырастут расходы всех нефтекомпанией на транспортировку
сырья, зато "Транснефть" получит возможность окупить вложения в проект.
Как рассказал Ъ глава Минпромэнерго Виктор Христенко, при его министерстве создана рабочая группа, которая займется расчетом сетевого тарифа для "Транснефти". В группу войдут представители Минпромэнерго, "Транснефти" и Федеральной службы по тарифам (ФСТ). В ФСТ подтвердили, что начали консультации на эту тему, но "никаких конкретных решений еще не принято". Сетевой тариф разрабатывается в связи с предстоящим вводом в строй ВСТО и должен заменить действующую тарифную сетку "Транснефти".
Основная суть отличий -- стоимость прокачки нефти не привязывается к конкретному направлению, а определяется для всей сети в целом и зависит от расстояния.
"Для меня совершенно очевидно, что создание ВСТО абсолютно меняет облик 'Транснефти', которая становится сетевой компанией, имеющей полномасштабную диверсификацию направлений,-- пояснил Ъ Виктор Христенко.-- Поэтому выход на сетевой тариф необходим -- он должен обеспечить равнозатратность для грузоотправителя в любом направлении (из Сибири.-- Ъ), будь то Козьмино (порт на Тихом океане, через который планируется отгружать нефть, транспортируемую по ВСТО.-- Ъ), Приморск или Новороссийск". Кроме того, по мнению министра, удельная стоимость транспортировки нефти на дальние расстояния в пересчете на километр всегда должна быть дешевле, чем на короткие. В Минпромэнерго поясняют, что целью введения сетевого тарифа должно стать "субсидирование одних направлений прокачки за счет других".
В нефтяных компаниях вопрос изменения схемы тарифообразования на услуги "Транснефти" обсуждать не захотели. Однако отраслевые эксперты не удивлены желанием чиновников изменить существующую систему тарифообразования. "Если бы тарифы на прокачку ВСТО устанавливались исходя из нынешней практики, то есть должны были окупить проект, прокачка по трубопроводу оказалась бы очень дорогой,-- полагает аналитик ИК 'Тройка Диалог' Валерий Нестеров.-- Так что сбрасываться
на проект придется всем нефтяникам, даже тем, для кого это направление не будет интересным". Константин Батунин из Альфа-банка считает, что введение сетевого тарифа с учетом ВСТО, "безусловно, увеличит затраты нефтяников по другим направлениям". Зато "Транснефть" сможет окупить трубопровод, добавляет аналитик.
Но одна нефтекомпания может и сэкономить на новом тарифе -- по мнению Валерия Нестерова, это "Роснефть". Именно она, как рассказывал в июне Семен Вайншток, намерена обеспечить 25 млн тонн из 30 млн тонн, которые будут транспортироваться по ВСТО. Аналитик отмечает, что, "скорее всего, при сетевом тарифе затраты компании будут ниже, чем
при существующей системе тарифообразования".
Денис Ъ-Ребров




SIA.RU: Главное