До сих пор лишь немногим стартапам удавалось выйти на международный уровень. Финансировать такие разработки зарубежным инвесторам неинтересно, какие бы льготы ни предоставлялись в Сколково. Создание среды, способной генерировать идеи с глобальными перспективами, потребует больших усилий. А до тех пор велика вероятность, что, найдя интересные российские стартапы, зарубежные инвесторы будут пытаться просто увезти их с собой.
Через девять месяцев после создания Twitter этим сервисом пользовалось всего несколько тысяч человек. Но прошло еще три месяца, и в марте 2007-го Twitter пользовалось уже 150 тыс. человек. Что же это были за люди -- те самые первые тысячи человек, за которыми потянулось множество новых пользователей? Это были "правильные" пользователи, обеспечивающие постоянный вирусный рост: каждый новичок приводил еще нескольких.
Пример Twitter показывает, что для успеха онлайнового b2c-стартапа критически важны три вещи. Во-первых, первыми пользователями сервиса должны быть местные лидеры мнений, которые интересны большому количеству людей в офлайновых или виртуальных сообществах. Первыми пользователями Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) были учащиеся элитных частных колледжей, объединенные в Лигу плюща, в которую входит восемь самых престижных университетов в семи штатах на северо-востоке США. Налет принадлежности к элитному клубу притягивал к нему новых пользователей после того, как регистрация была открыта для учащихся других учебных заведений. То же самое произошло и с недавно запущенным сервисом вопросов и ответов Quora.com, который привлек в качестве первых пользователей элиту Кремниевой долины. Качество и вопросов, и ответов на этом сервисе поражает, а особый вес контенту придает то, что на вопросы отвечают основатели Facebook и множества других популярнейших сервисов. В Кремниевой долине этот сервис уже гораздо популярнее, чем аналогичный сервис Google, появившийся задолго до Quora и раскручиваемый всей мощью поискового гиганта.
Во-вторых, очень важно освещение стартапа ведущими технологическими изданиями, которые фокусируются в основном на стартапах из Кремниевой долины. Эти технологические блоги читают не только те самые элитные пользователи, которых желает привлечь каждый стартап, но и множество людей по всему миру. Если о новом стартапе напишет TechCrunch.com, то о нем узнают по всему миру, а главное -- в Кремниевой долине.
В-третьих, после того как сформировано ядро влиятельных пользователей, очень важно участие стартапа в местных влиятельных конференциях, чтобы о нем узнали влиятельные пользователи из других регионов, которые таким образом приобщаются к элитному клубу и уезжают в свои города распространять весть о новом классном сервисе в местных сообществах.
Основная проблема российских стартапов заключается в том, что российский рынок достаточно велик, чтобы, сделав успешный стартап, ориентированный на него, иметь доходы для ежедневного бутерброда с черной икрой, но недостаточно велик для того, чтобы считаться одним из ведущих мировых рынков. "Нас не интересуют стартапы, ориентированные только на российский рынок,-- рассказывал во время своей поездки в Россию в составе делегации, возглавляемой калифорнийским губернатором Арнольдом Шварценеггером, управляющий директор венчурного фонда Hummer Winblad Venture Partners Марк Горенберг.-- Мы ищем глобальные компании. А если компания ориентирована на локальный рынок, то это должен быть либо самый денежный, американский, рынок, либо рынок с огромным потенциалом роста типа китайского или индийского. Россия не настолько богата, как США, а ее население и, следовательно, потенциал не настолько велики, как у того же Китая".
Этот же парадокс российского рынка отмечает и бизнес-ангел и член совета директоров нескольких венчурных фондов Алена Попова. "Если взять Украину, чей рынок микроскопический, то там никто из стартаперов на него не ориентируется,-- говорит она.-- Все ориентированы на глобальный рынок и, сделав стартап, переезжают в Кремниевую долину развивать успех. Украинцы могут дать нам фору в количестве стартапов, ориентированных на глобальный рынок, ведь у них просто нет другого выхода. Алена Попова, которая раньше развивала свои стартапы, рассказывает, что на репликацию клонов успешных западных проектов ориентированы и российские венчурные инвесторы. "Когда я ходила к инвесторам со своим оригинальным проектом и рассказывала, какой он перспективный, мне всегда задавали вопрос, есть ли у него аналог на Западе,-- рассказывает она. Когда я предложила инвесторам проект и показала два успешных аналога на Западе, то инвестиции быстро нашлись. Таковы реалии нашего рынка, и сейчас, сама занимаясь венчурным инвестированием, я поступаю так же: когда есть успешно выстреливший аналог на западном рынке, риски вложений гораздо меньше".
В засилье клонов успешных западных проектов на российском рынке может убедиться каждый, проанализировав успешные российские проекты -- от крупнейшей социальной сети "Вконтакте", до сервиса групповых покупок "Дарбери". Российские венчурные инвесторы в разговорах всегда немного стесняются признавать тот факт, что они не готовы финансировать что-либо, кроме клонов успешных западных проектов. Правда, в таком случае утрачивается смысл понятия "венчурный фонд", ведь такие фонды всегда инвестируют в сторонние проекты, а если проекты делаешь исключительно сам, то это уже фабрика по производству стартапов, но никак не венчурный фонд.
Марк Горенберг считает: чтобы запустить успешный b2c-стартап на зарубежном рынке, основателям стартапа рано или поздно придется переезжать на этот рынок. "Вы должны чувствовать своих потребителей и их настроения,-- говорит он.-- А находясь далеко от них, вы чувствуете это не так хорошо". Нельзя также забывать и о монетизации стартапа: если основные пользователи, скажем, американцы, то и рекламодатели, заинтересованные в контакте с ними, находятся там же, в Америке.
Впрочем, это справедливо лишь для b2c-стартапов. Для b2b-стартапов находиться в России, но при этом работать на глобальных рынков все-таки возможно, хотя и гораздо сложнее, чем стартапам, базирующимся в тех странах, где находятся их основные потребители.
Ориентация стартапов на российский рынок часто целесообразна. Мы пока значительно отстаем по степени проникновения технологий от того же американского рынка. Опыт Израиля показывает, что страна, которая хочет стать одним из мировых лидеров в области инноваций, обязательно должна пройти путь быстрого подтягивания своего внутреннего рынка до уровня лидеров, и только потом она начинает генерировать инновации международного уровня. Скажем, в России еще четыре года назад коллекторские агентства считались чем-то инновационным, за рубежом же это давным-давно уже не считалось инновациями, вот у нас и не стали изобретать велосипед. И это нормально. Однако наши власти, похоже, делают ставку на "большой скачок". Возможно, это получится, но не исключено, что приглашаемые зарубежные инвесторы просто увезут из России найденные перспективные стартапы.
Понятно, почему президент России заявляет, что хочет видеть в Сколково компании, конкурентоспособные на глобальном рынке. Однако во всем мире инновации развиваются прежде всего за счет частного венчурного капитала, а не государственных вливаний. Частные же деньги в России -- по крайней мере сегодня -- голосуют за зарубежные клоны.
АРТУР ВЕЛЬФ




SIA.RU: Главное