Новости

Авиатопливо пошло на взлет. Авиакомпании могут повысить цены на билеты

В московских аэропортах резко выросла стоимость авиатоплива. К ноябрю цена достигла предкризисного пика 2008 года. Основной причиной стало увеличение мировых цен на нефть, а также переориентация НПЗ на выпуск зимнего дизеля. Авиакомпании уже задумались о повышении цен на билеты. Усугубить ситуацию может рост аэронавигационных сборов.

Несколько участников авиарынка сообщили "Ъ" о резком росте цен на авиакеросин. Действительно, по данным ИАЦ "Кортес", в ноябре оптовые цены на авиатопливо "на входе" в московских аэропортах увеличились до 19,4 тыс. руб. с учетом НДС, что на 7,7% выше, чем в летнем сезоне. Аэропорты ответили увеличением розничных цен на 5%, отмечают в "Аэрофьюэлз Групп".

Примерно такой была цена керосина в Москве в мае 2008 года по итогам резкого полугодового роста. Этот скачок, сопровождавшийся и дальнейшим увеличением цен, стал одной из причин проблем и дальнейшего банкротства авиаальянса AiRUnion и авиакомпании "КД авиа", а также серьезных финансовых трудностей многих других российских авиаперевозчиков. ФАС провела расследование ситуации, обвинив по итогам нефтяников в картельном сговоре и необоснованном завышении цен.

Основной причиной нынешнего роста цен директор по развитию ИАЦ "Кортес" Павел Строков называет общемировую динамику стоимости нефти. "Влияние зарубежного рынка на российский в последнее время стало особенно велико, поэтому, как только началось мировое повышение цен, начали расти цены и в России",-- поясняет эксперт.

Авиакомпании уже планируют компенсацию роста расходов. В пресс-службе "Аэрофлота" "Ъ" заявили, что перевозчик рассматривает возможность повышения топливных сборов. Источник "Ъ" в "Аэрофлоте" поясняет, что компания "хочет посмотреть на реакцию конкурентов". Заместитель гендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров сообщил "Ъ", что любое повышение себестоимости перевозки влечет неизбежное увеличение тарифов. Глава UTair Андрей Мартиросов говорит, что окончательного решения компания пока не приняла, но увеличение топливных сборов возможно.

Дискаунтеры, в отличие от крупных авиакомпаний, менять тарифы не собираются. Управляющий директор "Авиановы" Эндрю Пайн передал "Ъ" через пресс-службу, что текущее изменение цены на топливо не повлечет за собой роста тарифов компании. "Топливо является самой большой строчкой в расходах авиакомпаний, однако мы заранее планируем объемы потребления и места закупки керосина, что позволит нам сохранить текущую тарифную политику",-- пояснил Эндрю Пайн.

Однако, по словам топ-менеджера, цены на авиабилеты может увеличить другой фактор. "За последние несколько месяцев ставки за аэронавигационное обслуживание повышались дважды и увеличились на 25% без соответствующего улучшения сервиса,-- говорит господин Пайн.-- Эти незапланированные и необъяснимые дополнительные расходы лягут на плечи пассажиров и могут существенно повлиять на авиационную и туристическую индустрию России".

Чартерные перевозчики компенсируют рост себестоимости повышением расценок для туроператоров, хотя контракты на зимний сезон уже подписаны, полагает президент компании "Мегаполюс Турс" Эдуард Кузнецов. "По крайней мере в предыдущие годы все было именно так, при этом авиакомпании просили не повышать цены для туристов, а погасить разницу за свой счет",-- отмечает он. По оценке господина Кузнецова, для туроператоров цена перевозки может вырасти на 0,7-1%.

Владимир Спиридонов полагает, что, если цена на нефть превысит $90 за баррель, рост цен на авиакеросин может продолжиться. Глава компании Infomost Борис Рыбак уверен, что цены будут расти и дальше. По его словам, авиакомпании долгое время не могли платить за топливо больше, но сейчас финансовые показатели перевозчиков улучшаются, и неизбежно, что нефтяники, глядя на это, будут поднимать цену на керосин дальше.

Александр Панченко, Сергей Соболев


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное