Законопроект, внесенный депутатами Анатолием Аксаковым, Павлом Медведевым, Валерием Пановым и Владиславом Резником, направлен на корректировку отдельных положений "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" и ряда других законодательных актов с целью повышения эффективности системы страхования вкладов в сфере поддержания системной устойчивости банковского сектора и повышения доверия населения к банкам.
Законопроект направлен на: совершенствование критериев и механизмов контроля за соответствием банков-участников системы страхования требованиям к участию в системе на постоянной основе; уточнение механизмов, обеспечивающих осуществление страховых выплат, в том числе отдельным категориям вкладчиков; приведение функций и полномочий Агентства по страхованию вкладов /АСВ/, предусмотренных законом о страховании вкладов, в соответствие с законами "О несостоятельности /банкротстве/ кредитных организаций" и "О банках и банковской деятельности" /в части функций конкурсного управляющего /ликвидатора/ банков/.
Законопроектом вносятся изменения в закон о страховании вкладов в части уточнения критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов. В этой связи предполагается: распространение требований к участию в системе страхования вкладов на банки, не имевшие ранее лицензии на вклады, поскольку из действующей редакции формально следует, что данные требования не распространятся на банки, впервые получающие лицензии на вклады; конкретизация обязанностей банков по соответствию на постоянной основе требованиям к участию в системе страхования вкладов.
Действующая редакция закона о страховании вкладов налагает на участников системы страхования вкладов жесткие формальные требования, которые участники должны соблюдать на постоянной основе. Несоблюдение установленных требований в течение трех месяцев подряд является безусловным основанием для введения Банком России запрета на прием вкладов. При этом для отдельных показателей, не связанных исключительно с внутренней организацией работы в банке, срок в 3 месяца для приведения показателей в соответствие с требованиями представляется авторам законопроекта недостаточным для реализации банками корректирующих мероприятий.
Авторы законопроекта считают, что "применение данных мер к объективно жизнеспособному банку может сыграть негативную роль как в отношении вкладчиков банка, так и функционирования системы страхования вкладов, стабильности банковской системы".
Поправками предлагается четко сформулировать требования, которым должны соответствовать банки-участники, предусмотрев автоматизм применения Банком России жесткой меры в виде запрета только по предусмотренным в законе основаниям. Банк России наделяется правом принять решение о введении запрета в случае, если банк не исполняет предусмотренные законом обязанности в определенный срок.
По ряду показателей срок допускаемого несоответствия для применения меры воздействия в виде запрета на привлечение средств населения во вклады увеличивается с 3 до 6 месяцев. Одновременно, при несоответствии банка данным требованиям в течение двух месяцев подряд, Банк России вправе принять решение о введении запрета.
Законопроектом прописываются обстоятельства, при наличии которых в течение установленного срока, финансовая устойчивость банка признается недостаточной. Речь идет о конкретизации нормы, дающей определение содержания несоответствия банка в течение определенного периода, а не только на определенную дату.
Действующая редакция формально обязывает Банк России ввести запрет банку, в отношении которого в течении 3 месяцев действуют любые меры воздействия /например, штраф/. Проектом вводится норма, в соответствии с которой основанием для признания банка не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов является действие в отношении банка в течение 3 месяцев подряд не любой меры воздействия, а только запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией.
Проектом предлагается четкое определение момента, с которого исчисляется двухлетний срок для приобретения права вновь подать ходатайство о вступлении банка в систему страхования вкладов.
В целях обеспечения прав вкладчиков регламентируется порядок осуществления банками возврата со дня введения запрета дополнительных денежных средств, которые поступили во вклад /на счет/ со дня введения Банком России данного запрета, лицам, которые дали поручение о зачислении денежных средств во вклад /на счет/. Предлагается предусмотреть возможность по заявлению физического лица перечислить в порядке, установленном Банком России, такие средства на счет данного физического лица, открытый в другом банке, состоящем на учете в системе страхования вкладов. В настоящее время такая возможность отсутствует, что вызывает нарекания вкладчиков банков, не вошедших в систему страхования вкладов.
Проектом также уточняется момент и порядок прекращения права банка на прием новых вкладов /для целей определения двухлетнего срока, по истечении которого банк имеет право обратиться в Банк России для восстановления права привлекать вклады/.
Законопроектом уточняется состав вкладов, подлежащих обязательному страхованию. Так, в связи изменениями, внесенными в Гражданский кодекс в 2006 г, не подлежат обязательному страхованию денежные средства, размещенные на счетах адвокатов, нотариусов и иных лиц, если эти счета открыты ими в связи с осуществлением ими предусмотренной законом профессиональной или иной деятельности, наряду со счетами индивидуальных предпринимателей, открытых в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Аналогичные изменения предлагается внести в статью 4 закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Одновременно предлагается также внести соответствующие изменения в статью 50.36 ' *.- "О несостоятельности /банкротстве/ кредитных организаций", исключив требования адвокатов, нотариусов и иных лиц, возникших по данным основаниям, из первой очереди реестра требований кредиторов.
В соответствии с законопроектом в статье 9 закона о страховании вкладов и, соответственно, в статье 4 закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", предлагается уточнить круг лиц, имеющих право на получение возмещения по вкладам, предоставив право на получение страхового возмещения лицам, которые приобрели право требования по вкладу в порядке наследования.
На усиление контроля за соблюдением требований закона о страховании вкладов направлены изменения порядка ведения учета обязательств, формирования и представления банком реестра обязательств. Так, в соответствии с законопроектом на банк возлагается обязанность вести учет обязательств вкладчиков перед банком наряду с учетом обязательств банка перед вкладчиком, обеспечивающий готовность банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России, реестр обязательств банка перед вкладчиками в порядке и по форме, которые устанавливаются Банком России по предложению АСВ. Это позволит при наступлении страхового случая сформировать реестр обязательств надлежащим образом и в максимально короткий срок.
Законопроектом определяется, что к встречным требованиям банка к вкладчику при расчете размера страхового возмещения относятся денежные обязательства вкладчика перед банком по гражданско-правовым сделкам и /или/ иным, предусмотренным федеральным законодательством основаниям, при которых вкладчик является должником банка.
Отдельные положения законопроекта направлены на изменения функций АСВ. В 2004 г на АСВ дополнительно возложено выполнение функций конкурсного управляющего и ликвидатора кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить нормы закона о страховании вкладов, регулирующие функции и направления деятельности АСВ, полномочия его органов управления, а также направления расходования его имущества указанием на выполнение агентством иных, помимо обязательного страхования вкладов, функций в соответствии с федеральными законами.
Законопроектом предусматривается наделение АСВ правом осуществлять по поручению Банка России операции по реализации имущества /предмета залога/, являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам.
Целью данных изменений является обеспечение возможности привлечения АСВ к реализации предметов залога /векселей, прав требования по кредитным договорам/, являющихся обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по предоставленным кредитам, обеспеченным залогом.
Прайм-ТАСС 08.02.2007




SIA.RU: Главное