Исследовательская компания Online Market Intelligence (OMI) по заказу «Ведомостей» составила рейтинг страхов несостоявшихся предпринимателей, опросив 600 пользователей. Первое место заняли опасения по поводу стартового капитала: не найти его боится 56% участников опроса, потерять — 41%. Каждого третьего пугают проблемы с контролирующими органами, 27% — трудности, связанные с организацией бизнеса (люди, технологии). На самом деле проблемы, пугающие многих, не обязательно становятся главными. И как показывает опыт, у каждого предпринимателя возникают свои трудности, значение которых он на старте недооценил.
Непонятная бухгалтерия
Михаил Иванов вместе с партнерами в 2005 г. организовали издательство «Манн, Иванов и Фербер», выпускающее деловую литературу. «По моим наблюдениям, многие сотрудники компаний, мечтающие открыть бизнес, больше всего боятся потерять стабильный доход. Внутри компаний их многое не устраивает, у них даже есть идея, чем заняться, но они не готовы потерять гарантированную зарплату и социальный пакет», — говорит Иванов. Он считает, что этот страх сильнее тяги к обретению свободы, которую дает свое дело.
«На мой взгляд, самое тяжелое, с чем пришлось нам столкнуться на этапе запуска издательства, — это трудности, связанные с ведением финансового и бухгалтерского учета. Предприниматель далек от вопросов бухучета и вынужден доверять бухгалтеру, не имея возможности проверить, что же на самом деле происходит, — объясняет Иванов. — Качество работы бухгалтерии может оценить или аудиторская, или налоговая проверка». До открытия бизнеса издатели не предполагали, что эти трудности выйдут на первый план. По его словам, у издательства абсолютно не было никаких проблем с регистрацией компании, контролирующими органами и т. д. Впрочем, издательство работает в отрасли, не слишком зарегулированной сложными правилами.
Чиновничий маразм
Совсем другое дело — производство продуктов питания. «Когда мы открывали бизнес, думали, что препоны будут, но их можно преодолеть», — говорит Юлия Вебер-Чубайс, гендиректор компании «Хлеботека». Четыре года назад вместе с мужем она зарегистрировала компанию, которая занимается выпечкой хлеба по немецкой технологии. И основная проблема, с которой столкнулись, — это непредсказуемость чиновников. "Невозможно до конца понять, что именно потребуется для открытия бизнеса и становления дела: каждый чиновник у нас интерпретирует закон по-своему".
Происки конкурентов
Маргарита Шарашидзе, уволившись из крупной аудиторской компании, в прошлом году открыла интернет-магазин профессиональной косметики Sanebastore. «Когда я только задумывала дело, опасалась вложить деньги и потерять их, боялась, что наступит кризис и люди перестанут покупать хорошие шампуни и средства по уходу за волосами», — вспоминает Шарашидзе. И признается, что совсем не брала в расчет фактор высокой конкуренции в сегменте, который выбрала. «Мало того что интернет-магазинов, торгующих похожим ассортиментом, становится все больше, конкуренты тут же перенимают любую интересную фишку, которую придумываешь», — огорчается она. Одной из самых крупных проблем стала раскрутка сайта: сейчас это скорее война бюджетов конкурентов, нежели интеллектов, говорит она. Найти адекватных специалистов, которые без обмана занимаются оптимизацией сайта и его продвижением, оказалось непросто.
Гуманитарный провал
Екатерина Храмкова в 2007 г. открыла агентство «Луминоуз», которое специализируется на дизайн-исследованиях (вид качественных исследований, помогающих выявить потребительские нужды — эргономические, визуальные, технические, — которые зачастую упускают маркетологи. — «Ведомости») и создании новых продуктов. Она знала, что услуги, которые она предлагала, новы для российского рынка. Но недооценила масштаб проблемы. Невероятно трудно оказалось найти подходящих специалистов: нужны были дизайнеры с техническими и аналитическими навыками, при этом обладающие гуманитарным взглядом на дизайн, понимающие нужды потребителей. То же самое — с клиентами, которые не понимали вообще, что такое дизайн-исследования и зачем они нужны, объясняет Храмкова. Пришлось переориентироваться на западных клиентов и заниматься обучением наших.
Главный страх
И наконец, о деньгах — главном страхе несостоявшихся предпринимателей. Отсутствие или нехватка стартового капитала — действительно проблема, соглашается Филипп Ильин-Адаев, совладелец проекта «Банки.ру». У его компании изначально была успешная бизнес-модель, свободная ниша и хороший старт. «Но и при этих условиях инвесторы всерьез заинтересовались нами только через три года после запуска, а сами инвестиции мы привлекли через пять лет. До этого приходилось развиваться на собственные средства, — уточняет Ильин-Адаев. — Наша история со счастливым концом, но только благодаря тому, что мы достаточно быстро научились зарабатывать самостоятельно. В противном случае через год, когда собственные средства кончились, проект пришлось бы закрыть».
Перед предпринимателем, который начинает свое дело, да еще без серьезного стартового капитала, встает вопрос налоговой прозрачности бизнеса, напоминает Ильин-Адаев. «В душе мы все люди законопослушные, но на первых порах 47% от фонда заработной платы и 6% от выручки могут просто убить бизнес. Особенно если речь идет об интернете, где основная часть расходов приходится именно на зарплату», — напоминает он. Работать всерую тоже рискованно — только риски здесь совершенно иного рода, а последствия в случае провала серьезнее.
Елена Горелова




SIA.RU: Главное