Новости

Санта-кризис. Предрождественские продажи стали самыми неудачными за последние годы. Список пострадавших от кредитного кризиса растет: к участникам рынка жилья, финансовых услуг и пассажирских авиаперевозок теперь добавились розничные торговцы

Список пострадавших от кредитного кризиса растет: к участникам рынка жилья, финансовых услуг и пассажирских авиаперевозок теперь добавились розничные торговцы. На прошлой неделе стали известны официальные результаты сезона предрождественских продаж в США и Европе. Результаты не оправдали даже самых скромных прогнозов: в
декабре в США розничные продажи, несмотря на скидки, упали по сравнению с ноябрем. Причем сокращение свободных денежных средств и общая неуверенность потребителей усугубляются ростом цен на энергоносители.

Скромнее самых скромных прогнозов

В минувший вторник Национальная федерация ритейлеров (NRF) и департамент торговли США опубликовали данные о результатах предрождественских продаж в 2007 году. Многие эксперты заранее предупреждали о снижении активности, но данные NRF и департамента торговли показали, что для розничной торговли 2007 год стал самым неудачным за последние пять лет. В октябре NRF прогнозировала, что американские продажи в период праздников -- как декабрьских, так и ноябрьских -- вырастут на 4% по сравнению с 2006 годом и составят $474,5 млрд. Однако в действительности все оказалось хуже: продажи выросли на 3% и составили $469,6 млрд. При этом в ноябре рост составил всего 1% по сравнению с октябрем, а в декабре продажи и вовсе упали на 0,4% по сравнению с ноябрем. От снижения потребительской активности пострадали производители как одежды, так и других товаров широкого потребления. Последний раз ритейлеры пережили столь же неудачный сезон в 2002 году: тогда из-за терактов 11 сентября 2001 года рост розничных продаж составил всего 1,3%.

Впрочем, некоторым игрокам удалось добиться относительных успехов. В США переломить тенденцию удалось гиганту Wal-Mart: в декабре его продажи выросли на 2,7%, в то время как эксперты не ждали от него роста больше 2%. Компании Wal-Mart удалось этого добиться во многом за счет скидок: еще в середине октября руководство компании предусмотрительно объявило, что ежегодные скидки в этом году будут сделаны на 15 тыс. наименований товаров, или на 20% наименований
больше, чем в прошлом году. Главный экономист NRF Розалинда Уэллс объясняет падение темпов роста розничных продаж последствиями кредитного кризиса, а также ростом цен на энергоносители: "У потребителей сейчас наблюдаются серьезные финансовые затруднения: сокращаются объемы жилищного строительства, а цены на энергоносители растут... Поэтому покупатели стараются тратить средства в соответствии с доходами и подходят к покупкам более обдуманно"

Темпы продаж упали и в Западной Европе. Аналитики ожидали, что в ноябре продажи в Великобритании увеличатся на 4,4%, а в декабре как минимум на 0,2%. Однако их прогнозы не оправдались.

Потребитель мигрирует в интернет

В отличие от розничных сетей интернет-магазины, где цены традиционно ниже, чем в обычных магазинах, пережили настоящий бум. Крупнейший интернет-магазин в мире -- американский Amazon.com отметил, что 2007 год оказался для него самым прибыльным. Самая высокая активность покупателей наблюдалась 10 декабря: в этот день они заказали 5,4 млн
товаров, или 62,5 единицы в секунду.

В Европе отмечается похожая тенденция.

До нас пока не дошло

Добраться до российского розничного сектора мировой кризис пока не успел. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), оборот розничных продаж в январе--ноябре 2007 года составил 9528,7 млрд руб., что на 15% превышает показатель аналогичного периода прошлого года -- 8690,01 млрд руб. По мнению аналитика Renaissance Capital Виктора Дима, основная причина увеличение ритейл-сектора в России -- улучшение благосостояния населения. Аналитик оценивает, что продажи в декабре в 2006 году принесли розничным сетям 11,5-12% от всего годового оборота и в 2007 году эти показатели остались неизменными.

На фоне общей тенденции к увеличению оборота розничных сетей аналитики отмечают неравномерность прибыли по различным сегментам. Как рассказал "Ъ" аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков, оборот розничных сетей в декабре вырос в 1,8 раз (к среднему значению 11 месяцев), продажи одежды -- 1,8, несколько ниже показатель по продаже ювелирных изделий -- 1,5, максимальную выручку получают сети бытовой техники и электроники -- 2,5 и цветочные магазины -- 2. "Европейские розничные сети вынуждены активно конкурировать с интернет-магазинами, которые в России пока развиты мало, и население предпочитает совершать покупки традиционным способом",-- считает господин Фильченков.

Тамила Ъ-Джоджуа, Ирина Ъ-Парфентьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное