Новости

"Шашечки" против "бомбил". Уже в следующем году каждая машина такси должна иметь на крыше специальный оранжевый фонарь, на кузове -- характерные "шашечки", внутри -- таксометр и кассовый аппарат

Революция, обещанная столичными властями на рынке извоза, началась: 25 июля мэрия приступила к выдаче в массовом порядке разрешений на работу на рынке такси. Главная цель — избавить городские улицы от "бомбил". Однако новые правила могут дать обратный эффект: чтобы выжить, мелкие и средние таксомоторные компании будут вынуждены перейти на нелегальное положение.

АННА ВАСИЛЬЕВА, НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВА

По последним сообщениям СМИ может сложиться впечатление, что Москва выступила новатором в наведении порядка на рынке такси. На самом деле поправки в давно принятый столичный закон "О такси", которые должны кардинально изменить ситуацию на рынке извоза, являются почти точной копией внесенных весной поправок в КоАП, которые вступят в силу 1 сентября.

Согласно этим поправкам, уже в следующем году каждая машина такси должна иметь на крыше специальный оранжевый фонарь, на кузове -- характерные "шашечки", внутри -- таксометр и кассовый аппарат. Кроме того, на автомобиль должно быть оформлено специальное разрешение на таксомоторную деятельность. Московские законодатели вспомнили, что мэр Москвы Сергей Собянин тоже давно хочет избавиться от "бомбил", и решили не тянуть с подгонкой городского закона под федеральный формат.

В итоге, пока в других регионах обсуждали законопроекты о лицензировании деятельности таксистов, в Москве успели создать управление по надзору и контролю над деятельностью легальных таксомоторных перевозок, которое уже 15 июля приступило к сбору документов, необходимых для выдачи компаниям и частникам специальных разрешений.

Смена тактики

Обязательное лицензирование такси было отменено в 2005 году, и сейчас в Москве работает около 40 тыс. нелегальных извозчиков. По оценкам Московского транспортного союза, столичные "бомбилы" ежегодно зарабатывают более миллиарда рублей, не платя при этом никаких налогов. Поэтому легальные такси, количество которых в столице не превышает 9 тыс., проигрывают в конкурентной борьбе.

Три года назад, когда московский закон "О такси" только создавался, власти решили разделить "бомбил" и легальных перевозчиков с помощью реестра. Тогда предполагалось, что компании, внесенные в список, возьмут на себя обязательства по проверке своих водителей на знание русского языка и умение ориентироваться в Москве. В благодарность за это город предоставит им налоговые льготы и многочисленные бесплатные стоянки. Но закон так и не заработал, хоть и был принят.

На этот раз московское правительство решило все переиграть, делая ставку на таинственный обряд по превращению "бомбил" в цивилизованных перевозчиков пассажиров с помощью бесплатных разрешений и системы карательных мер.

Сделать разрешения бесплатными город решил не столько из добрых побуждений, сколько потому, что на данный момент властям нечего предложить легальным участникам рынка -- ни отдельных стоянок, ни налоговых льгот, ни каких-либо других преференций в виде телефонов такси в городских справочниках и на картах Москвы. В департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, правда, подчеркнули, что это временно, и система бонусов для "компаний в законе" вскоре заработает.

Пока же первые полтора года разрешения будут выдаваться в упрощенном порядке, и их количество не будет ограничиваться. Для получения такого разрешения нужно предъявить талон техосмотра, документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, в собственности или лизинге у которых и должен находиться автомобиль, а также "шашечки", фонарь и таксометр, которые есть в свободной продаже и стоят "как один залитый бак бензина".

Постепенно требования будут ужесточаться. В 2012 году начнут действовать штрафы (в зависимости от нарушения -- от 1 тыс. до 5 тыс. руб. для водителей и от 30 тыс. до 200 тыс. руб. для юридических лиц), в 2013 году разрешения станут платными (предварительная стоимость -- 10 тыс. руб. на каждую машину), а с 2015 года количество такси в городе будет ограничено, и на право получить разрешение власти начнут проводить конкурс. Назвать предельное количество легальных такси, тот самый уровень насыщения, к которому нужно стремиться, в департаменте не смогли, отметив, что "до этого еще далеко".

Контроль над таксистами возложен на инспекторов ГИБДД, при этом часть проверок будет проводиться и Ространснадзором. В пресс-службе департамента уточнили, что против нелегальных перевозчиков будут применяться средства видеофиксации, а также так называемые контрольные закупки, когда сотрудник департамента ловит машину в качестве пассажира, а потом оформляет нарушение прямо на месте.

Радость сильных
 

Полное одобрение новой версии закона высказывают пока только представители крупных таксомоторных компаний, деятельность которых и ранее вписывалась в установленные сейчас требования. Они прекрасно понимают, что если с рынка уйдут нелегальные перевозчики, то это будет отличной возможностью расширить свой бизнес и увеличить прибыль.

Наталья Новикова, исполнительный директор компании "Командир. такси", говорит, что "действия правительства удивляют своей отлаженностью, и это дает повод надеяться на результат".

Бренд-менеджер "Городского такси" Светлана Косорукова также полагает, что для них новый закон -- только в радость: "У нас 450 автомобилей на правах собственности и условиях лизинга. Все они проходят ТО каждые шесть месяцев и оборудованы таксометрами, опознавательными фонарями и цветографической схемой "такси". Поэтому для нас выдача разрешений не повлечет особых расходов, и мы точно получим их до конца сентября".

Живучие частники

Но частные таксисты и не думают соглашаться с новыми правилами игры. Одни вообще не знают ничего о внесенных в закон поправках, другие над этими поправками посмеиваются.

Из всех опрошенных "Деньгами" на улицах города таксистах только один заявил, что собирается получить разрешение. "А что, я получу, я не хочу работать "на дядю", у которого есть лицензия,-- рассказал Владимир.-- Если закон будет исполняться и за каждое несоответствие будут сдирать по "пятаку", то "бомбил" станет меньше, а значит, и конкуренция спадет, я цены подниму. А если это просто шумиха и государство "забьет" на разрешения, то повешу красивую бумажку в туалете".

Правда, специалисты считают, что далеко не всем желающим удастся получить разрешение. "Около 70% таксистов работают не на своих автомобилях, в основном по генеральной доверенности. Они-то разрешения и не получат. Придерживаюсь мнения, что выдавать разрешение нужно не на машину, а "на водителя"",-- ***заявил председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин. Однако неполучивших разрешения будет все равно в десятки раз меньше тех, кто за разрешениями просто не пойдет. "Не буду свою машину ничем обклеивать. Поймать все равно не смогут. Для этого нужно создавать специальную структуру. А если, как обычно, на гаишников все свалят, то с ними мы уже научились договариваться",-- говорит частник Алексей (с уже привычной схемой, когда "бомбила" просит пассажира сказаться родственником, инспекторы ГИБДД поделать в принципе ничего не могут).

Обратный эффект

Гораздо больше, чем провальный сценарий превращения "бомбил" в законных участников рынка, специалистов волнует то, что новые требования вынудят уйти с рынка легальные компании.

Во-первых, это, скорее всего, коснется таксомоторных компаний, которые специализируются на предоставлении своим клиентам элитных машин бизнес-класса. Из десяти опрошенных "Деньгами" директоров таких фирм ни один не согласен выкрашивать свой автопарк в единый цвет, рисовать "шашечки" и вешать на машины оранжевый фонарь. "Думаю, мы просто поменяем название своей деятельности. Будем называться, скажем, не такси, а прокатом элитных автомобилей",-- продолжает его мысль Кирилл, генеральный директор другой компании VIP-такси.

Во-вторых, новые поправки к закону "О такси" могут заставить мелкие компании массово перейти на "темную сторону" и заняться нелегальным извозом.

"Итог будет противоположен ожидаемому: сократится количество легальных такси, по моим подсчетам, на 30%",-- заявил руководитель Всероссийского общественного движения таксистов Станислав Кривошеев.

С ним согласна и Эльвира Хайруллина, директор челябинского такси "Дамский клуб", которое тоже готовится к грядущим нововведениям: "Такие требования приведут к тому, что как раз многие таксисты в законе станут "бомбилами". По нашим подсчетам, может исчезнуть около 80% легальных такси".

При этом участники рынка, которые так долго ждали этого закона, на вопрос "что делать?" дают противоречивые ответы. Кто-то предлагает вернуться к советской системе единого регулирования цен и круглосуточного отслеживания таксомоторов, другие выступают за формирование цен под действием конкуренции. Некоторые требуют еще более жестких условий лицензирования, а в противовес им находятся желающие сократить изменения в работе до минимума. Сходятся они в одном: с законом, над которым еще нужно работать, явно поторопились.

/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное