Судя по всему, собянинский проект замены асфальта на плитку запомнится москвичам надолго — в центре Москвы в массовом порядке крушат тротуары. Корреспонденты "Денег" выясняли, зачем понадобилось экстренно ломать асфальт и кто заработает на плитке.
"Собянин тут часто ездит"
"Все эти работы не являются необходимыми! Мне интересно, кто и на каком основании решил, что нужно менять неповрежденные и пригодные для использования тротуарные покрытия? Кто разрешил тратить бюджетные деньги на то, что жителям города не только не нужно, но и причиняет неудобства и вред? И что самое обидное -- это происходит в то время, когда у города есть масса действительно актуальных проблем, требующих решения и денег" -- ответ ЖЖ-пользователя nomodem на вопрос: "Как вы относитесь к "плитке Собянина"?", который мы разместили по адресу http://opinion-ru.livejournal.com, демонстрирует общее настроение. Судя по рекордному количеству откликов, тема действительно горячая. К слову, на прошлой неделе общественное движение "Московские родители" инициировало на портале "Демократор.ру" (http://democrator.ru/problem/5010) сбор подписей под требованием остановить работы по замене асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку.
На самом деле ничего неожиданного не произошло. Постановление о замене асфальта на плитку было подписано еще в марте, и о любви мэра к новому покрытию мы уже рассказали. Однако многих поражают масштабы работ, которые сейчас в самом разгаре. В период с 24 июня по 25 октября запланировано замостить более 1 млн кв. метров пешеходных зон и тротуаров, а всего по проекту плитка должна быть уложена на 4 млн кв. метров.
Не подкопаться
Очевидно, что внимание именно к этому проекту со стороны властей особое, равно как и внимание горожан. Ведь для многих штабеля плитки на улицах служат подтверждением слухов о том, что супруга московского мэра имеет отношение к этому бизнесу. Ей приписывается контроль над холдингом "МДС-Групп" (управляющая компания -- "Аэродромдорстрой"), который занимается строительством, в том числе дорожным, в Тюменской области и других регионах. Когда Сергей Собянин был мэром Тюмени, жители города даже наградили его жену прозвищем Ирина Бордюр.
В том числе в связи с этим мы тщательно изучили надписи на информационных щитах у строительных участков: все подрядчики оказались московскими, работали в городе еще при Лужкове. Например, ООО "Крисмар-ММ" и ООО "Дорстар-М". И никаких следов "Аэродромдорстроя". Да и в самой компании нам заявили, что к московскому плиточному проекту она отношения не имеет -- не вела, не ведет и не планирует вести какие-либо строительные работы в столице. Корреспондент "Денег" позвонил в службу персонала "Аэродромдорстрой" и, представившись кандидатом на позицию "директор проекта", попытался выяснить, не собирается ли компания все-таки принять участие хоть в каких-то строительных работах в столице. Четкого "нет" произнесено не было. Зато относительно связи с Собяниным или с кем-то из его близкого окружения ответ был отрицательным. Собственно, иного мы и не ожидали услышать.
В ответ на наш официальный запрос "Имеет ли супруга мэра Москвы или иные родственники мэра или его супруги какое-либо отношение к этому проекту в любом качестве (к подрядчикам, поставщикам и т. д.)?" в столичной мэрии предложили изучить на сайте http://zakupki.gov.ru список подрядчиков--победителей конкурса.
Четыре месяца назад на страницах журнала мы предполагали: ожидая, что плиточному проекту будет уделено повышенное внимание, московские власти постараются вести его так, что не придерешься. Однако то, как в итоге прошли аукционы подрядов на выполнение работ, не может не вызвать вопросов. Торгов, по сути, не было: почти на каждый аукцион подавалась лишь одна заявка от участника, который и получал государственный контракт фактически без торга, либо в редких случаях заявки подавались двумя участниками, но тогда одна компания уступала другой без борьбы.
Наш эксперт по госзакупкам, попросивший не называть его имени, проанализировал конкурсные требования на предмет "заточенности под своих", но ничего такого не нашел и объяснил ситуацию следующим образом: "Вряд ли московские чиновники решились бы вписывать какие-нибудь странные требования под такой заметный проект -- высока вероятность, что будут жалобы, проверки ФАС и т. д. В данном случае чужих отсекли значительно проще: они знают, что заказы на плитку под этот проект были расписаны заранее и достать ее в нужных объемах никто, кроме заранее известных победителей госторгов, не сможет". В любом случае, по мнению экспертов, строители просто боятся соваться со своими заявками в "чужие" конкурсы -- это чревато санкциями в виде проверок и прочих неприятностей.
Сомнительные преимущества
Плиточный проект на данном этапе (мощение более 1 млн кв. м пешеходных зон и тротуаров) обойдется городскому бюджету в 4 млрд руб. То есть цена одного метра со всеми работами -- примерно 3,5 тыс. руб., это в семь раз дороже асфальтового покрытия. Неужели оно того стоит?
Причины, по которым московские власти решили менять асфальт на плитку, они назвали еще в марте: эстетичность этого материала и его большая долговечность по сравнению с асфальтом. При этом постоянно поминается Европа, где плитка в большом ходу.
Что ж, в России любят обращаться к западному опыту, однако московские строители обжигались на этом копировании практически с самого основания города.
Стоит сказать, что плиточное покрытие тротуаров наверняка будет портить москвичам нервы и здоровье зимой. Как показывает практика, оно обледеневает куда охотнее, чем асфальтовое, и легко превращается в каток. Впрочем, некоторые эксперты уверяют, что плитка обледеневает не больше асфальта, но также подчеркивают -- только при соблюдении технологии укладки.
Однако, как нам сообщил профессор кафедры промышленного и гражданского строительства Белгородской государственной технологической академии строительных материалов Олег Донченко, если в технологии укладки были сбои, повышенное обледенение неминуемо.
Одним из главных достоинств тротуарной плитки считается экологичность. "Сразу хочется спросить, много ли качественного асфальта вы видели летом? -- говорит гендиректор фабрики "Готика" Андрей Истомин.-- Аномальная погода прошлого года продемонстрировала все очевидные минусы асфальта -- это покрытие размягчается в жару и выделяет летучие нефтяные продукты". Но людей интересует не только экология. Например, женщинам неудобно будет ходить по плитке на шпильках.
"Не ремонт, а модернизация"
Пожалуй, больше всего москвичей возмущает то, что почти везде под плитку снимают вполне приличный асфальт. В департаменте ЖКХ и благоустройства города Москвы в ответ на просьбу прокомментировать это наблюдение нам сообщили, что необходимо разбираться с каждым конкретным случаем отдельно -- возможно, кое-где асфальт меняют вынужденно в связи с ремонтом коммуникаций. "Замена асфальта на плитку -- это не ремонт, а модернизация. Мы заменяем относительно недолговечный асфальтобетон на плитку, которая к тому же имеет несомненное преимущество в части экологической безопасности: под воздействием высоких температур отсутствует размягчение покрытия, испарение его летучих составляющих и так далее,-- пояснили в департаменте.-- Модернизация делается в комплексе по нескольким улицам в целях сохранения архитектурно-культурного ансамбля. Также следует учесть привлекательность плиточного покрытия в части его ремонтопригодности при проведении плановых и аварийных разрытий, связанных с ремонтом подземных коммуникаций".
Московским властям необходима реализация каких-то заметных проектов, которая показала бы, что новая администрация выгодно отличается от прежней. Ну не ждать же износа старых тротуаров. Конечно, как и на любом другом городском проекте, и здесь кто-то что-то "спилит" (ситуация с тендерами -- тому подтверждение), однако можно предположить, что личного интереса мэра в плиточном мероприятии действительно нет -- после всех историй про "жену и плитку" глупо было бы так подставляться.




SIA.RU: Главное