Новости

ЦБР призвал банки самостоятельно определить принципы выявления банков с нерыночными ставками по депозитам

ЦБР призвал банки самостоятельно определить принципы выявления банков с нерыночными ставками по депозитам. С таким предложением выступил на конференции "Банки. Процессы. Стандарты. Качество" директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.
               
По его словам, в последние месяцы небольшие банки все чаще начали предлагать вклады по ставкам, заметно превышающим среднерыночные. "Это прямое следствие того, что банковское сообщество не имеет внутри себя побудительные мотивы противодействовать нерыночным формам конкурентной борьбы", - сказал он. С 1 января 2007 г Банк России лишился полномочий по ограничению ставок по вкладам, и поэтому возникло предложение ввести новый механизм - дифференциацию отчислений в фонд страхования вкладов.
               
"Речь не идет о пропорциональной плате в зависимости процентной ставки, а о принципе выявления нерыночных ставок, несущих риски", - сообщил М.Сухов.
               
В целом, как считает директор департамента ЦБР, банкам стоит более активно заниматься саморегулированием, в частности, в вопросах обслуживания населения. "У некоторых банков работа с населением занимает до четверти бизнеса, а в целом по банковской системе за последние 5 лет кредиты населению выросли с 5,3 проц в активах на 1 января 2004 г до 16 проц - на 1 января 2008 г. При этом доля кредитов банков в доходах граждан возросла с 2,3 проц на 1 января 2004 г до 13,9 проц - к середине 2007 г. Эти показатели объясняют пристальное внимание к развитию банковской системы со стороны Роспотребнадзора и Генпрокуратуры. "Этот интерес объективен, потому что деятельность банков стала социально значима для общества", - сказал М.Сухов.
               
В связи с этим, основным направлением стандартизации банковских услуг должны стать услуги и продукты, оказываемые или продаваемые населению. "Это лицо банковского сектора", - сказал он. Базовая причина критики, высказывавшаяся в 2007 г, во многом объясняется тем, что банки не смогли договориться о принципах предоставления банковских услуг прежде всего в кредитовании. "Отсутствие понимания ясных принципов банковской деятельности дало повод задуматься о ее законности", - пояснил он.
               
Как рассказал М.Сухов, в мире не мало прецедентов наделения надзорных органов функциями регулирования прав потребителей. По данным Базельского комитета, 55 проц надзорных органов имеют такие функции. Однако в этом случае на лицо конфликт интересов: с одной стороны, защита кредиторов, а с другой - заемщиков. Поэтому в России, если банки не будут более активны в части регулирования, то им придется испытывать возрастающую активность Роспотребнадзора.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное