"Во вчерашнем интервью одному из крупных СМИ зампред ЦБ Константин Корищенко прокомментировал недавние действия регулятора по ужесточению денежно-кредитной политики, а также приоткрыл завесу тайны над тем, как эта политика будет выстраиваться в будущем. Вот коротко наиболее важные из сделанных им заявлений /в нашей интерпретации/:
- Рынок не совсем верно оценил меры, предпринятые 1 февраля, с точки зрения их важности. Изменение ставок – лишь символическая, сигнальная мера. А вот повышение нормативов ФОР приведет к реальному сужению денежного предложения.
- Более резкое повышение нормативов резервирования по обязательствам банков в иностранной валюте /на 50бп против 25бп по остальным/ отражает желание ЦБ ограничить активность российских банков по привлечению заемных средств на внешних рынках.
- Аукционная ставка репо ЦБ – это не "желаемая ставка" денежного рынка, а лишь некий нижний предел ставок, по которым регулятор готов давать деньги. Ориентиром для рынка должна быть ставка, которая аналогична FED RATE или ставке ЕЦБ, т.е. желаемая ставка денежного рынка.
- Утверждение о том, что российская экономика находится на грани перегрева, справедливо. Повышение ставок – здоровый способ охладить экономику. Однако рост ставок не обязательно приведет к снижению темпов экономического роста, эффект может ограничиться снижением рентабельности. Модель развития экономики, основанная на безудержной экспансии за счет дешевых кредитов, неэффективна.
- Курсовая политика как элемент антиинфляционной политики сегодня практически себя исчерпала. Переход к таргетированию инфляции, т.е. внятная процентная политика и плавающий курс рубля – целевая модель для ЦБ. Однако, пока "массовое сознание" /вероятно, подразумеваются ключевые экономические и политические элиты/ не готово воспринять эти новшества.
Что мы думаем по этому поводу? Не все из сказанного г-ном Корищенко нам понятно, и не со всем мы готовы согласиться. На наш взгляд, с точки зрения влияния на стоимость денег, повышение депозитных ставок и ставки репо все же важнее, чем повышение нормативов резервирования на 25-50бп, т.к. последнее увеличивает стоимость фондирования для банков не более чем на 3-4бп /возможно, г-н Корищенко сравнивал антиинфляционный эффект, а не влияние на стоимость денег/. Что же касается валютных заимствований, то у российских банков пока нет альтернативы внешнему рынку как источнику длинных денег, и Центробанк это понимает. Поэтому банки продолжат фондироваться на международных оптовых рынках капитала, правда, "с оглядкой" на ЦБ. О том, как правильно называть аукционную ставку репо, мы спорить не будем. Однако вряд ли у кого-то из участников рынка облигаций есть сомнения в том, что именно эта ставка сегодня является ключевым инструментом из арсенала ЦБ, определяющим стоимость ликвидности /вместе с депозитными ставками/.
Последние из перечисленных нами тезисов г-на Корищенко указывают на то, что Центробанк всерьез намерен перейти к инфляционному таргетированию и постепенно готовит "массовое сознание" к этому изменению своей политики. На наш взгляд, пока у ЦБ еще есть пространство для маневра, чтобы повысить ставки, не вступив в противоречие с текущей курсовой политикой. Во всяком случае, депозитные ставки пока находятся ниже ставок NDF /на 1 неделю – 3.5% против 4.5% NDF rate/, т.е. их повышение на 50-75бп не приведет к притоку спекулятивного капитала и давлению на рубль.
В целом, вчерашняя риторика представителя ЦБ наверняка будет умеренно-негативно воспринята рынком рублевых облигаций".




SIA.RU: Главное