Ежегодно рынок private banking в России удваивается. Каждый крупный банк предлагает такую услугу. Объем российского рынка private banking уже к началу прошлого года оценивался примерно в $12-15 млрд. Впрочем, заработанные на родине деньги состоятельные лица нередко стараются хранить за рубежом, например в Швейцарии. А оставшиеся помимо качества обслуживания все настойчивее делают ставку на доходность услуг.
Продуктовая корзина
Если посмотреть на услуги, предлагаемые в России клиентам private banking, то в целом набор продуктов у всех примерно одинаков: расчетно-кассовое обслуживание, кредиты, вклады, ОФБУ и т. д. По сути, это те же самые стандартные банковские услуги, доступные и обычным клиентам с улицы, однако на более индивидуальных условиях. Например, кредиты на льготных условиях (более быстрые, без залога), вклады на удобных для клиента условиях независимо от разработанных в банке стандартов по вкладам и т. д. В большинстве случаев VIP-клиент может рассчитывать на общение с главой филиала в отдельном кабинете (как правило, с шикарной обстановкой) вдали от посторонних глаз. При этом степень "индивидуальности" в финансовом обслуживании определяется размером приносимых в банк средств: чем больше, тем внимательнее.
Впрочем, основными продуктами private banking в России являются вклады и доверительное управление (ДУ) средствами клиентов. В рамках ДУ банки или управляющие компании зарабатывают деньги для клиентов на фондовом рынке. Как правило, на выбор клиенту предлагается несколько инвестиционных стратегий в зависимости от степени риска и ожидаемой доходности. Однако, как признаются российские банкиры, российские клиенты предпочитают высокодоходные стратегии. "Требования по доходности в ДУ зависят от многих причин, в том числе и от возраста, и от того, является ли клиент собственником бизнеса или топ-менеджером. Но если сравнивать с иностранными клиентами, россияне заметно более агрессивны в своих желаниях",- отмечает начальник управления частного банковского обслуживания Номос-банка Екатерина Колесникова.
Потому что клиенты русского private banking - это, как правило, предприниматели первого поколения, знающие цену деньгам. Отдавать деньги в российские банки они готовы только при условии хорошей доходности.
Входной билет
Если посмотреть на мировую историю, то private banking в мире насчитывает уже более 200 лет, в то время как российскому private banking всего около 10.
"Можно предположить, что объем средств, привлеченных российским private banking, сегодня составляет порядка $20 млрд. Это примерно 10-15% от общего объема размещаемых русскими людьми средств в зарубежных активах",- считает исполнительный директор "Уралсиб Банк 121" Алексей Борисов. По оценкам господина Борисова, услугами российского private banking сегодня пользуются примерно 15-20 тыс. человек (исключая клиентов, размещающих деньги за рубежом).
По сравнению с Западной Европой предложения российских банков по банковским вкладам являются весьма привлекательными. Ставка по рублевым вкладам на крупные суммы (от 3 млн рублей) доходит до 13-14% годовых в рублях и до 9-10% в валюте, в то время как швейцарские банки, как правило, ограничиваются 6-7% в валюте.
При этом российский private banking имеет ряд заметных отличий по сравнению с аналогичными предложениями западных банков.
Банковское сообщество в России так и не выработало единого стандарта, кого из клиентов относить к категории VIP- клиентуры. У одних банков входной порог составляет $100 тыс., у других - $1 млн. Средний же входной билет в мир VIP-клиентуры составляет $200-500 тыс., если, конечно, вы не государственный деятель, телезвезда или просто известный представитель московской богемы, к мнению которой прислушиваются состоятельные граждане. Для таких граждан, способных поднять имидж банка, входной билет значительно ниже.
Что подтверждает и Наталия Мишина, заместитель директора департамента продаж Московского региона МБРР: "Чтобы попасть в категорию лиц, обслуживающихся по принципу private banking, надо разместить не менее $300-500 тыс. Но для лиц, занимающих определенное положение в обществе,- политиков, артистов, спортсменов, художников и др.- размер минимальной суммы может быть уменьшен".
Открытая архитектура
Но низкая доходность швейцарских банковских вкладов не отпугивает российских клиентов. В условиях высоких политических рисков и фактически отсутствия банковской тайны российские состоятельные граждане просто вынуждены вывозить свои кровные за рубеж. Русские же банки нужны состоятельным клиентам в первую очередь для преумножения своих капиталов, а не для сохранения.
Привлекает состоятельных россиян иноземный банкинг и большим количеством услуг по сравнению с российским private banking. В частности, "существуют определенные законодательные ограничения возможностей инвестирования средств клиента в зарубежные рынки, что не позволяет нам быть достаточно гибкими в движении капитала",- отмечает Алексей Борисов. Например, сегодня сделать ноту, которая будет привязана к китайскому рынку, торговым площадкам Лондона или Нью-Йорка, в отечественном правовом пространстве очень сложно.
Кроме того, недалек тот день, когда в России произойдет первая смена поколений в среде бизнес-элиты. Поскольку международный private banking пережил не одну передачу наследства, во всем мире разработаны специальные инструменты для безопасной передачи наследства - трасты и семейные фонды. В России таких продуктов пока еще нет, хотя банкиры и осознают необходимость их появления. "Российским банкам необходимо совершенствовать сервис, расширять спектр услуг. Например, решать вопросы, связанные с наследованием и защитой семейного капитала, планированием состояния семьи на несколько поколений вперед и так далее",- отмечает Александр Капитонов.
"Сила российских частных банкиров - в глубоком понимании местной специфики и долгосрочных отношениях с клиентами. Основные клиенты private banking - это те, кто делал бизнес последние 15 лет в России и тесно сотрудничал именно с нашими банками",- считает Олег Капитонов. Он уверен: "У многих российских специалистов есть достаточно понимания того, какие именно стандарты приняты в этой области во всем мире, и ничто не мешает, пользуясь принципом открытой архитектуры, привлекать лучших западных консультантов по вопросам, лежащим в сфере их компетенции. У российских банков есть одно очень большое преимущество - знание клиента, и это основной плюс". С ним согласен и Алексей Борисов: "Минусы российского private banking, как было сказано выше, в отсутствии длительного опыта, а плюс - в знании менталитета и российской специфики, умении быть гибкими и быстро учиться лучшей мировой практике".
Елена Ковалева
Продуктовая корзина
Если посмотреть на услуги, предлагаемые в России клиентам private banking, то в целом набор продуктов у всех примерно одинаков: расчетно-кассовое обслуживание, кредиты, вклады, ОФБУ и т. д. По сути, это те же самые стандартные банковские услуги, доступные и обычным клиентам с улицы, однако на более индивидуальных условиях. Например, кредиты на льготных условиях (более быстрые, без залога), вклады на удобных для клиента условиях независимо от разработанных в банке стандартов по вкладам и т. д. В большинстве случаев VIP-клиент может рассчитывать на общение с главой филиала в отдельном кабинете (как правило, с шикарной обстановкой) вдали от посторонних глаз. При этом степень "индивидуальности" в финансовом обслуживании определяется размером приносимых в банк средств: чем больше, тем внимательнее.
Впрочем, основными продуктами private banking в России являются вклады и доверительное управление (ДУ) средствами клиентов. В рамках ДУ банки или управляющие компании зарабатывают деньги для клиентов на фондовом рынке. Как правило, на выбор клиенту предлагается несколько инвестиционных стратегий в зависимости от степени риска и ожидаемой доходности. Однако, как признаются российские банкиры, российские клиенты предпочитают высокодоходные стратегии. "Требования по доходности в ДУ зависят от многих причин, в том числе и от возраста, и от того, является ли клиент собственником бизнеса или топ-менеджером. Но если сравнивать с иностранными клиентами, россияне заметно более агрессивны в своих желаниях",- отмечает начальник управления частного банковского обслуживания Номос-банка Екатерина Колесникова.
Потому что клиенты русского private banking - это, как правило, предприниматели первого поколения, знающие цену деньгам. Отдавать деньги в российские банки они готовы только при условии хорошей доходности.
Входной билет
Если посмотреть на мировую историю, то private banking в мире насчитывает уже более 200 лет, в то время как российскому private banking всего около 10.
"Можно предположить, что объем средств, привлеченных российским private banking, сегодня составляет порядка $20 млрд. Это примерно 10-15% от общего объема размещаемых русскими людьми средств в зарубежных активах",- считает исполнительный директор "Уралсиб Банк 121" Алексей Борисов. По оценкам господина Борисова, услугами российского private banking сегодня пользуются примерно 15-20 тыс. человек (исключая клиентов, размещающих деньги за рубежом).
По сравнению с Западной Европой предложения российских банков по банковским вкладам являются весьма привлекательными. Ставка по рублевым вкладам на крупные суммы (от 3 млн рублей) доходит до 13-14% годовых в рублях и до 9-10% в валюте, в то время как швейцарские банки, как правило, ограничиваются 6-7% в валюте.
При этом российский private banking имеет ряд заметных отличий по сравнению с аналогичными предложениями западных банков.
Банковское сообщество в России так и не выработало единого стандарта, кого из клиентов относить к категории VIP- клиентуры. У одних банков входной порог составляет $100 тыс., у других - $1 млн. Средний же входной билет в мир VIP-клиентуры составляет $200-500 тыс., если, конечно, вы не государственный деятель, телезвезда или просто известный представитель московской богемы, к мнению которой прислушиваются состоятельные граждане. Для таких граждан, способных поднять имидж банка, входной билет значительно ниже.
Что подтверждает и Наталия Мишина, заместитель директора департамента продаж Московского региона МБРР: "Чтобы попасть в категорию лиц, обслуживающихся по принципу private banking, надо разместить не менее $300-500 тыс. Но для лиц, занимающих определенное положение в обществе,- политиков, артистов, спортсменов, художников и др.- размер минимальной суммы может быть уменьшен".
Открытая архитектура
Но низкая доходность швейцарских банковских вкладов не отпугивает российских клиентов. В условиях высоких политических рисков и фактически отсутствия банковской тайны российские состоятельные граждане просто вынуждены вывозить свои кровные за рубеж. Русские же банки нужны состоятельным клиентам в первую очередь для преумножения своих капиталов, а не для сохранения.
Привлекает состоятельных россиян иноземный банкинг и большим количеством услуг по сравнению с российским private banking. В частности, "существуют определенные законодательные ограничения возможностей инвестирования средств клиента в зарубежные рынки, что не позволяет нам быть достаточно гибкими в движении капитала",- отмечает Алексей Борисов. Например, сегодня сделать ноту, которая будет привязана к китайскому рынку, торговым площадкам Лондона или Нью-Йорка, в отечественном правовом пространстве очень сложно.
Кроме того, недалек тот день, когда в России произойдет первая смена поколений в среде бизнес-элиты. Поскольку международный private banking пережил не одну передачу наследства, во всем мире разработаны специальные инструменты для безопасной передачи наследства - трасты и семейные фонды. В России таких продуктов пока еще нет, хотя банкиры и осознают необходимость их появления. "Российским банкам необходимо совершенствовать сервис, расширять спектр услуг. Например, решать вопросы, связанные с наследованием и защитой семейного капитала, планированием состояния семьи на несколько поколений вперед и так далее",- отмечает Александр Капитонов.
"Сила российских частных банкиров - в глубоком понимании местной специфики и долгосрочных отношениях с клиентами. Основные клиенты private banking - это те, кто делал бизнес последние 15 лет в России и тесно сотрудничал именно с нашими банками",- считает Олег Капитонов. Он уверен: "У многих российских специалистов есть достаточно понимания того, какие именно стандарты приняты в этой области во всем мире, и ничто не мешает, пользуясь принципом открытой архитектуры, привлекать лучших западных консультантов по вопросам, лежащим в сфере их компетенции. У российских банков есть одно очень большое преимущество - знание клиента, и это основной плюс". С ним согласен и Алексей Борисов: "Минусы российского private banking, как было сказано выше, в отсутствии длительного опыта, а плюс - в знании менталитета и российской специфики, умении быть гибкими и быстро учиться лучшей мировой практике".
Елена Ковалева




SIA.RU: Главное