Новости

"Ожидания по уровню сервиса у русского клиента иногда выше, чем у западного". Глава РОСНО ХАННЕС ЧОПРА рассказал "Ъ" о своем впечатлении от российского рынка и о разнице менталитетов западных и отечественных клиентов страховщиков.

-- Помните свои ощущения от первого знакомства с РОСНО и российским рынком страхования?

-- В 2001 году, когда Allianz стал акционером РОСНО, рынок мне показался неорганизованным и непрозрачным. И зачастую бизнес страховой компании не имел непосредственного отношения к реальному рисковому страхованию, когда капитал нужен для того, чтобы покрывать риски. Такие компании занимались чем угодно, кроме страхования. И основная идея страхования -- управление рисками, защита активов -- реализовывалась скорее как исключение, чем как правило. Тогда я не видел логики и в структуре самой компании. Затем постепенно я начинал понимать, что эта сложная структура отражает законодательные
ограничения и объясняется тем, что правила игры на рынке все еще формируются. Подобные ощущения, на мой взгляд, испытывают сейчас и новые акционеры "РЕСО-гарантии" и НАСТА (сейчас "Цюрих. Ритейл".-- "Ъ").

-- А каковы основные отличия нынешнего российского и развитого западного страхового рынка?

-- На Западе рынок уже сформирован где-то на 99%. В России поле игры меняется почти каждый день и страховщики принимают участие в формировании рынка. Когда вы приходите на российский рынок, первый урок, который вы должны извлечь,-- это то, что у вас есть огромные возможности по его развитию совместно с другими игроками и регулирующим органом. Кроме того, западный рынок является достаточно однородным по составу. А в России нет единого рынка. Возьмем Москву. Несмотря на наличие огромного потенциала, по развитию он находится на достаточно продвинутом уровне. Его можно сравнивать со странами Южной Европы. Однако уже в Ленинградской области ситуация выглядит совсем иначе, а в Тюмени и Новосибирске абсолютно другие рынки. Использовать универсальный подход в разных регионах было бы неправильным.

-- А что можно сказать об отличиях российского страхователя от западного?

-- Если вы долгое время жили в стабильной обстановке, ваш горизонт планирования становится более долгосрочным, вам есть что терять. Кроме того, если вы законопослушны, ваше ответственное поведение приносит вам определенные выгоды. Я на собственном опыте это хорошо понял, когда в юности брал машину моей мамы и за год дважды попадал в аварию на ней. Российские граждане очень долго жили в ситуации нестабильности, и у некоторых до сих пор остался "советский" страх, что кто-то придет и все отберет. А некоторые все еще живут по принципу: после нас хоть потоп.

-- А какие продукты, распространенные на Западе, вы не можете предложить российским клиентам?

-- Практически все продукты, связанные одновременно и со страхованием жизни, и с инвестициями (продукты unit-linked), до сих пор не удается внедрить на российском рынке, несмотря на очевидные выгоды для клиентов. Молодое поколение, которое сейчас работает, вряд ли сможет жить в старости на государственную пенсию. Но нам не удается убедить
регулятора в необходимости менять законодательство -- разрешить внедрение этих продуктов и предоставлять существенные налоговые льготы их покупателям.

Интервью взяла Татьяна Ъ-Гришина

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное