Ассоциация менеджеров и ИД "Коммерсантъ" провели традиционный опрос российских предпринимателей в рамках проекта по расчету индекса деловой активности. В этот раз он был посвящен проблемам роста: опережающего -- зарплат и сильно отстающего -- малого бизнеса.
Опрос был проведен в период с 6 по 14 марта. В опросе приняли участие 116 топ-менеджеров и собственников российских компаний.
Корм не в коня
Первой темой, предложенной для обсуждения российскому деловому сообществу по итогам февраля, стали результаты исследования компании ФБК, посвященного уровню зарплат в России. Согласно им, в 2007 году показатель зарплатоемкости ВВП (отношение суммы выплаченных за год заработных плат к объему ВВП) в России достиг 34,8%, что на 1,5% больше, чем в 2006 году, а за последние восемь лет он вырос более чем на 10%.
Участники опроса в принципе подтвердили данные Росстата -- 44,83% из них полагают, что рост заработной платы в 2007 году в России не соответствует росту производительности труда; еще 20,69% отметили, что "скорее не соответствует". Четверть (24,14%) респондентов считают, что данный вопрос уместно рассматривать лишь в разрезе отдельных отраслей. И лишь десятая часть предпринимателей считает, что рост зарплат адекватен росту производительности труда. Примечательно, что никто из них не затруднился с ответом.
При этом нельзя сказать, что опережающий рост зарплат отрицательно влияет на экономические результаты деятельности компаний -- так считает только около трети бизнесменов (32,76%). Еще примерно столько же полагает, что никак
Говоря о мерах, которые они принимают для повышения производительности труда, бизнесмены на первое место ставят внедрение современных эффективных управленческих технологий (63,79%), на второе -- повышение материальной мотивации сотрудников (56,03%), на третье -- техническое переоснащение производства (43,1%). Вопрос же, что мешает этому самому росту производительности, выявил явного лидера среди препятствий -- им оказалась нехватка квалифицированных кадров с
результатом 64,66% голосов респондентов. Остальные получили как минимум вдвое меньше: отсутствие стимулов со стороны государства -- 29,31%, отсутствие заинтересованности сотрудников -- 25,86%, устаревшие основные фонды -- 21,55%, уровень компетенции руководства -- 15,52%, отсутствие финансовых ресурсов -- 12,93%, отсутствие конкуренции у компании -- 7,76%. Достаточно много -- 12,07% -- набрал и вариант "затрудняюсь ответить".
Забота не в радость
Второй "темой месяца", предложенной вниманию деловых кругов, стала ситуация вокруг развития малого бизнеса. В феврале Минэкономразвития заявило, что в ближайшее время оно намерено разработать пакет мер по упрощению функционирования малого и среднего бизнеса в России. В ответ на вопрос "Что в наибольшей степени мешает развитию малого и среднего бизнеса в России?" ничего принципиально нового мы не услышали. Главное препятствие -- государство, а именно процедуры
оформления и получения различных разрешений, согласования и т. п. (так считает 80,17% респондентов). Затем идут: проверки различных государственных органов (56,9%), недостаточное количество подходящих по цене и качеству помещений и сложность подключения к различным коммуникациям (43,1%), нехватка доступных и долгосрочных финансовых ресурсов (39,66%), налоговая нагрузка (36,21%). Что интересно, нехватка человеческих ресурсов мешает развитию малого и среднего
бизнеса в наименьшей степени (8,62%).
Президент России констатировал, что "основное количество малых и средних предприятий у нас работает в сфере торговли", призывая, таким образом, развивать остальные направления. По мнению предпринимателей, в первую очередь необходимо развивать малый и средний бизнес в агропромышленном комплексе (62,93% ответов), сфере социальных услуг
(43,1%), производственной сфере (37,07%) и области высоких технологий (27,59%). Сфера торговли набрала лишь 25,86%; 24,14% голосов набрал вариант "направленно выбирать не надо -- бизнес сам знает, где ему развиваться".
Сергей Литовченко, Александр Дынин, Ассоциация менеджеров; Петр Ъ-Рушайло, "Ъ"
Опрос был проведен в период с 6 по 14 марта. В опросе приняли участие 116 топ-менеджеров и собственников российских компаний.
Корм не в коня
Первой темой, предложенной для обсуждения российскому деловому сообществу по итогам февраля, стали результаты исследования компании ФБК, посвященного уровню зарплат в России. Согласно им, в 2007 году показатель зарплатоемкости ВВП (отношение суммы выплаченных за год заработных плат к объему ВВП) в России достиг 34,8%, что на 1,5% больше, чем в 2006 году, а за последние восемь лет он вырос более чем на 10%.
Участники опроса в принципе подтвердили данные Росстата -- 44,83% из них полагают, что рост заработной платы в 2007 году в России не соответствует росту производительности труда; еще 20,69% отметили, что "скорее не соответствует". Четверть (24,14%) респондентов считают, что данный вопрос уместно рассматривать лишь в разрезе отдельных отраслей. И лишь десятая часть предпринимателей считает, что рост зарплат адекватен росту производительности труда. Примечательно, что никто из них не затруднился с ответом.
При этом нельзя сказать, что опережающий рост зарплат отрицательно влияет на экономические результаты деятельности компаний -- так считает только около трети бизнесменов (32,76%). Еще примерно столько же полагает, что никак
Говоря о мерах, которые они принимают для повышения производительности труда, бизнесмены на первое место ставят внедрение современных эффективных управленческих технологий (63,79%), на второе -- повышение материальной мотивации сотрудников (56,03%), на третье -- техническое переоснащение производства (43,1%). Вопрос же, что мешает этому самому росту производительности, выявил явного лидера среди препятствий -- им оказалась нехватка квалифицированных кадров с
результатом 64,66% голосов респондентов. Остальные получили как минимум вдвое меньше: отсутствие стимулов со стороны государства -- 29,31%, отсутствие заинтересованности сотрудников -- 25,86%, устаревшие основные фонды -- 21,55%, уровень компетенции руководства -- 15,52%, отсутствие финансовых ресурсов -- 12,93%, отсутствие конкуренции у компании -- 7,76%. Достаточно много -- 12,07% -- набрал и вариант "затрудняюсь ответить".
Забота не в радость
Второй "темой месяца", предложенной вниманию деловых кругов, стала ситуация вокруг развития малого бизнеса. В феврале Минэкономразвития заявило, что в ближайшее время оно намерено разработать пакет мер по упрощению функционирования малого и среднего бизнеса в России. В ответ на вопрос "Что в наибольшей степени мешает развитию малого и среднего бизнеса в России?" ничего принципиально нового мы не услышали. Главное препятствие -- государство, а именно процедуры
оформления и получения различных разрешений, согласования и т. п. (так считает 80,17% респондентов). Затем идут: проверки различных государственных органов (56,9%), недостаточное количество подходящих по цене и качеству помещений и сложность подключения к различным коммуникациям (43,1%), нехватка доступных и долгосрочных финансовых ресурсов (39,66%), налоговая нагрузка (36,21%). Что интересно, нехватка человеческих ресурсов мешает развитию малого и среднего
бизнеса в наименьшей степени (8,62%).
Президент России констатировал, что "основное количество малых и средних предприятий у нас работает в сфере торговли", призывая, таким образом, развивать остальные направления. По мнению предпринимателей, в первую очередь необходимо развивать малый и средний бизнес в агропромышленном комплексе (62,93% ответов), сфере социальных услуг
(43,1%), производственной сфере (37,07%) и области высоких технологий (27,59%). Сфера торговли набрала лишь 25,86%; 24,14% голосов набрал вариант "направленно выбирать не надо -- бизнес сам знает, где ему развиваться".
Сергей Литовченко, Александр Дынин, Ассоциация менеджеров; Петр Ъ-Рушайло, "Ъ"




SIA.RU: Главное