Банк России направил на обсуждение участникам рынка проект указания "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных". Предполагается, что документ (имеется в распоряжении "Ъ") отменит действующее указание ЦБ N1311-У. "Цель нового указания -- повысить прозрачность взаимодействия ЦБ с банками при отзыве лицензий",-- пояснил "Ъ" директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровление кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. По его словам, в проекте более детально прописаны основания для отзыва лицензий, а также приведен
закрытый перечень документов, на основании которых ЦБ может доказывать недостоверность отчетности.
Вместе с тем, как следует из нового документа, Банк России расширяет перечень оснований и ужесточает саму процедуру отзыва лицензий. Если сейчас ЦБ может отозвать лицензию у банка по совокупности "фактов существенной недостоверности отчетных данных", то новое указание дает регулятору право отзыва лицензии уже при наличии "хотя бы одного" такого факта.
ЦБ изменил и сам перечень поводов для отзыва лицензии. Согласно проекту, отчетность будет считаться недостоверной не только в случае "недосоздания" банками резервов, сокрытия фактов невыполнения обязательных нормативов и неисполнения обязательств перед кредиторами. Банк России будет вправе отозвать лицензию, если отчетность "не отражает фактического проведения операций на сумму, в совокупности равную или превышающую 600 тысяч рублей, либо если
проведение данных операций не подтверждается документами".
Ранее такое основание для отзыва банковских лицензий отсутствовало. "Мы располагали информацией о потенциально сомнительных операциях в банках, однако за факт их неотражения в отчетности лицензию отозвать не могли, поскольку этого не предусматривали нормативные акты Банка России",-- подтвердил "Ъ" Михаил Сухов.
Расширяя перечень оснований для отзыва лицензий, Банк России пытается закрыть схемы, позволяющие банкам выводить операции из-под обязательного контроля Финмониторинга и ЦБ. Согласно законодательству, банки обязаны сообщать регуляторам об операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей. "Чтобы обойти законодательные ограничения, сомнительные сделки на суммы свыше 600 тысяч рублей разбиваются на несколько более мелких операций, по которым формально
у банка не возникает оснований информировать регуляторов",-- поясняет замгендиректора аудиторской компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова.
В результате действий Банка России вместе с недобросовестными банками могут пострадать игроки, не занимающиеся преднамеренной фальсификацией отчетности для сокрытия незаконных операций. "Банки с небольшим объемом собственных средств, чтобы соблюсти норматив рисков на одного заемщика (не более 25% капитала), разбивают относительно крупный кредит на более мелкие, выдают ссуды нескольким компаниям, а в результате кредитные средства концентрируются у окончательного получателя,-- рассказала представитель крупного банка.-- Это, конечно, обход нормативных требований Банка России, но не с целью сокрыть незаконные операции, а для выживания в условиях низкой
капитализации".
Право Банка России отзывать лицензии не по совокупности нарушений, а по единственному основанию сделает уязвимым фактически каждый банк, добавляют эксперты.
Светлана Ъ-Дементьева
закрытый перечень документов, на основании которых ЦБ может доказывать недостоверность отчетности.
Вместе с тем, как следует из нового документа, Банк России расширяет перечень оснований и ужесточает саму процедуру отзыва лицензий. Если сейчас ЦБ может отозвать лицензию у банка по совокупности "фактов существенной недостоверности отчетных данных", то новое указание дает регулятору право отзыва лицензии уже при наличии "хотя бы одного" такого факта.
ЦБ изменил и сам перечень поводов для отзыва лицензии. Согласно проекту, отчетность будет считаться недостоверной не только в случае "недосоздания" банками резервов, сокрытия фактов невыполнения обязательных нормативов и неисполнения обязательств перед кредиторами. Банк России будет вправе отозвать лицензию, если отчетность "не отражает фактического проведения операций на сумму, в совокупности равную или превышающую 600 тысяч рублей, либо если
проведение данных операций не подтверждается документами".
Ранее такое основание для отзыва банковских лицензий отсутствовало. "Мы располагали информацией о потенциально сомнительных операциях в банках, однако за факт их неотражения в отчетности лицензию отозвать не могли, поскольку этого не предусматривали нормативные акты Банка России",-- подтвердил "Ъ" Михаил Сухов.
Расширяя перечень оснований для отзыва лицензий, Банк России пытается закрыть схемы, позволяющие банкам выводить операции из-под обязательного контроля Финмониторинга и ЦБ. Согласно законодательству, банки обязаны сообщать регуляторам об операциях на сумму свыше 600 тысяч рублей. "Чтобы обойти законодательные ограничения, сомнительные сделки на суммы свыше 600 тысяч рублей разбиваются на несколько более мелких операций, по которым формально
у банка не возникает оснований информировать регуляторов",-- поясняет замгендиректора аудиторской компании "Финэкспертиза" Наталья Борзова.
В результате действий Банка России вместе с недобросовестными банками могут пострадать игроки, не занимающиеся преднамеренной фальсификацией отчетности для сокрытия незаконных операций. "Банки с небольшим объемом собственных средств, чтобы соблюсти норматив рисков на одного заемщика (не более 25% капитала), разбивают относительно крупный кредит на более мелкие, выдают ссуды нескольким компаниям, а в результате кредитные средства концентрируются у окончательного получателя,-- рассказала представитель крупного банка.-- Это, конечно, обход нормативных требований Банка России, но не с целью сокрыть незаконные операции, а для выживания в условиях низкой
капитализации".
Право Банка России отзывать лицензии не по совокупности нарушений, а по единственному основанию сделает уязвимым фактически каждый банк, добавляют эксперты.
Светлана Ъ-Дементьева




SIA.RU: Главное