Новости

Авиакомпании заявляют о нехватке самолётов

И просят государство помочь с импортом самолетов, как это делают в Иране

Старший вице-президент компании Utair Дмитрий Белоконь заявил, что перевозчики не могут сами купить ни новые, ни даже подержанные лайнеры. Ждать отечественных разработок, по его словам, придется слишком долго, ориентировочно до 2026 года. Тем временем нынешний флот ветшает, и авиакомпаниям нужна помощь с покупкой б/у самолетов «как это делает тот же Иран». А как это получается у Ирана? И может ли государство реально помочь бизнесу? Расскажет Иван Якунин.

Представитель авиакомпании Utair, по крайней мере публично, ничего конкретного не предложил. Он обратил внимание на уже известную проблему нехватки самолетов, на предельный уровень утилизации флота и напомнил, что перед перевозчиками стоит задача роста пассажиропотока. Но без пополнения парка добиться этого сложно, поэтому «хотелось бы обратиться за помощью регулятора в том, чтобы фокус в этой стороне тоже был наведен, и больше бы этим позанимались».

В качестве примера он привел опыт исламской республики. Поиском самолетов занимается несколько государственных органов, в том числе Корпус стражей исламской революции, рассказал автор Telegram-канала «Дежурный по Ирану» Никита Смагин: «Иранские власти действительно постоянно находятся в поиске б/у самолетов не под собственный запрос, а, скорее, просто пытаясь найти то, что есть. В этом смысле большой удачей становится, когда ты находишь где-нибудь в Африке Boeing 20-летней давности. Но в любом случае речь идет о единичных случаях, и свои потребности в самолетах Иран таким образом, конечно, не закрывает. Самая простая история — это купить у страны, которой все равно на санкции, та же условная Венесуэла. Либо речь идет о какой-то коррупционной схеме, вы договорились с конкретным представителем какой-то африканской компании, и он просто продает самолет сам, потому что получает какую-то выгоду».

Опыт Ирана действительно сложно считать удачным. Когда в 2015-м страна согласилась на ядерную сделку в обмен на отмену некоторых санкций, Тегеран тут же заключил контракты с Boeing и Airbus на поставку 200 самолетов. Эти сделки вошли в список крупнейших для обоих производителей. Собеседники “Ъ FM” затрудняются объяснить, как государство может помочь перевозчикам, если санкции останутся в силе.

У властей тут еще меньше шансов, чем у частных игроков, объясняет член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков: «Самолет — очень отслеживаемый продукт. Это не микросхема, которую можно где-то купить и в кармане или в портфеле пронести. Допустим, авиакомпания, например, из ЮАР согласилась продать российской авиакомпании подержанный самолет. Производитель самолета Boeing или Airbus, тот же Embraer, узнав, что воздушное судно продано вопреки санкциям, перестанет поставлять свои самолеты в эту страну или наложит санкции на обслуживание своих самолетов там».


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Туризм 2024, последние новости":
Все материалы сюжета (1275)