Новости

«Наша работа – помогать в трудной ситуации»

Минувший 2023 год стал для страхового рынка Иркутской области рекордным - совокупный портфель страховщиков вырос почти на треть. Что стало тому стимулом? Какие новые продукты появляются на рынке? Чаще ли жители региона стали оформлять полисы в добровольном порядке? И почему в страховом бизнесе важно личное общение? Об этом рассказала Татьяна Соловецкая, директор Иркутского филиала ВСК, 30 лет работающего в регионе.

Рынок растет

Как вы оцениваете страховой рынок в Иркутской области? Какие страховые продукты сейчас наиболее популярны - у населения, у бизнеса?

– Страховой рынок тесно связан с деловым климатом в регионе, с уровнем покупательской способности его населения. А поскольку Иркутская область входит в двадцатку наиболее экономически развитых регионов России - по уровню достатка жителей, по показателям промышленного производства, - то здесь и страховой рынок развивается весьма динамично. За прошлый год совокупный портфель страховщиков Иркутской области увеличился на 28 процентов - до 9,8 миллиарда рублей. Наши сборы увеличились практически по всем видам страхования – и личным, и имущества на 24-37%.

Популярность тех или иных продуктов зависит от разных факторов. Например, сезонность. Сейчас максимальным спросом и у граждан, и у юрлиц пользуется страхование от укусов клеща. Чуть позже, когда начнутся каникулы, ребятишки поедут в летние лагеря, будет спрос на детские страховки. Другой фактор: всплеск продаж новых автомобилей в СФО по итогам 2023 года на 39 процентов – это вызвало увеличение спроса на ОСАГО и каско.

Что касается бизнеса, то тут у всех разные потребности - кому-то важно застраховать имущество, кому-то - товар, кому-то - логистические риски. Равно активно к нам обращаются и крупные компании, и малый бизнес – просто наполнение программ разное.

А какие продукты на ваш взгляд остаются недооцененными?

– По нашей статистике 26% автовладельцев Иркутской области не оформляют ОСАГО. Это очень много. Не знаю, что движет этими людьми, но экономя сегодня 5-10 тысяч, завтра в случае ДТП им придется искать сотни тысяч, чтобы покрыть ущерб, компенсировать судебные расходы и так далее. Недостаточно внимания уделяют страхованию имущества – и физлица, и бизнес. А ведь это, как правило, основной актив. И наконец, мы в первую очередь думаем о недвижимости, о машине, а о себе думаем очень мало. Личное страхование – жизни, здоровья часто на последнем месте. Это не совсем правильно.

«Культура страхования в обществе растет. Но медленнее чем хотелось бы»

Вместе с ипотеками, автокредитами в нашу жизнь все активнее входит и обязательное страхование – его требуют банки. На ваш взгляд, это влияет на общую культуру страхования в обществе? Стали ли люди чаще обращаться к вам в добровольном порядке?

– Если сравнивать со статистикой, скажем, десятилетней давности, то конечно, обращаться стали чаще. Не берусь назвать точную цифру, но примерно в 2,5 раза. Тут свою роль сыграло не только обязательное страхование, но и чрезвычайные ситуации, которые происходили последние 3-4 года в Иркутской области. Они заставили людей задуматься.

Поэтому да, культура растет – спасибо за это банкам в том числе. Но медленнее чем хотелось бы. Ведь то же ипотечное страхование покрывает риски кредитора, а не покупателя квартиры. И если что-то случится с жильем – банк свое вернет, а вот владелец останется ни с чем. Это надо помнить.

Почему же так медленно меняется сознание, почему не спешим страховаться?

– Могу предположить, что у страховщиков просто нет физической возможности охватить каждого потенциального клиента. Возможно, пока не так много профессиональных агентов, которые могут убедительно объяснить преимущества страхования. Оформление документов онлайн удобно, если речь идет о коробочных продуктах, но это все-таки финансовая услуга – ее невозможно пощупать, послушать, попробовать на вкус. Нужно общение глаза в глаза, нужно рассказывать, объяснять на примерах. Я вообще считаю, что страхование сродни миссионерству. Надо твердо верить в то, что ты делаешь, помнить, что в конечном итоге наша работа – помогать людям в трудной ситуации. И вовлекать в эту веру других.

Возможно, кому-то страховка кажется слишком дорогой?

– Размер страхового взноса зависит от программы, от ее наполнения. Если речь идет о страховании конструктива дома – это всегда индивидуальный расчет, потому что такие объекты очень разные по площади, материалам, этажности. Но коробочные продукты – как правило, имеют фиксированную стоимость. И она не обязательно должна быть большой – например, сейчас на рынке стоимость страховки внутренней отделки квартиры или страхование гражданской ответственности начинаются буквально от пары тысяч рублей в год. 

Кроме того, у многих компаний, в том числе у нашей, предусмотрена возможность оплаты страхового продукта в рассрочку.

Жизнь сегодня меняется быстро, появляются новые риски, о которых раньше и не задумывались. Появляются ли новые страховые продукты?

– Конечно! Я бы отметила страхование путешественников. Сам по себе продукт не новый, но раньше его оформляли обычно при поездке за границу. Сейчас же активно развивается внутренний туризм, и я б советовала не забывать про эту страховку. Да, у всех есть ОМС, которое покрывает медицинскую помощь в любом уголке России. Но скажем, период нетрудоспособности оно не компенсирует. Или спецперевозку, если неровен час травма или болезнь окажутся очень серьезными. 

Много новых направлений сегодня появляется в ДМС. Раньше оно было доступно исключительно для юрлиц – компании страховали своих сотрудников. А сейчас оформить могут и граждане. У многих компаний появляются и «узкие» программы – по отдельным направлениям, в том числе на случай критических заболеваний – онкологии или сердечно-сосудистых, которые, к сожалению, значительно помолодели и в Иркутской области, и в целом по стране.

ДМС помогает удержать ключевых сотрудников. Но не только

Раз речь пошла о ДМС, можете ли вы сказать, что для корпоративных клиентов страхование своих сотрудников стало конкурентным преимуществом в борьбе за кадры?

– ДМС уже точно стало инструментом для удержания ключевых сотрудников в периметре компании. И в целом тенденция последних лет такова, что предприятия проявляют все больше заботы о персонале, все чаще и чаще мы получаем запросы от бизнеса на этот вид страхования. С другой стороны, компании понимают свою выгоду. Если мы говорим, например, о плановых чек-апах, то работодателю важно знать, что его коллектив здоров, что можно «поймать» заболевание в самом начале и избежать издержек из-за нетрудоспособности сотрудника. Страховая компания по результатам медосмотра может направить рекомендательное письмо, на что следует обратить внимание, какими услугами дополнительно воспользоваться, чтобы избежать несчастных случаев на производстве.

Другой пример: на вахте сердечный приступ у работника – это вызов санитарного вертолета, это колоссальные расходы из бюджета предприятия. Если же случай идет по линии ДМС, это совершенно иная организация и иные затраты.

Наконец, ДМС предусматривает определенные налоговые льготы. И бизнес их тоже считает.

Преимущества для бизнеса понятны, а в чем плюсы ДМС для граждан?

– Если вы обращаетесь по ОМС в свою участковую поликлинику, вам нужно попасть на прием к терапевту, посидеть в очереди, чтобы взять направление к узкому специалисту. Не факт, что в вашей поликлинике будет, например, томограф, или что он будет исправен. Своей очереди на обследование придется ждать и довольно долго – неделями, иногда и больше. Это все время, которое может быть критичным для своевременной диагностики и лечения. ДМС – это всегда частные клиники с новейшим оборудованием, с возможностью записаться на прием в удобное для пациента время, это другая скорость обследования.

В этом году Иркутский филиал страхового дома ВСК отмечает 30 лет. Чего компания достигла за этот срок? И какие планы строит на будущее? 

– Можно сказать, что филиал появился в самом начале становления отечественного страхового рынка. За три десятилетия мы сталкивались с разными вызовами: это трансформация отрасли, и законодательные нововведения, и экономические кризисы. Но мы не просто справились со всем, а еще и выросли как бизнес: за последние 10 лет страховой портфель Иркутского филиала увеличился в 2,5 раза. Сегодня мы занимаем 6,3 процента местного страхового рынка – это хороший показатель, учитывая, что мы все-таки коммерческая страховая организация. В обозримом будущем мы планируем расти географически – расширять агентскую сеть (сегодня мы представлены практически по всей Иркутской области за исключением нескольких северных территорий), открывать представительства в соседних городах. И конечно, активнее работать с клиентами, убеждать, что страхование – это важно, выгодно и правильно.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное