По данным «ВТБ Лизинга», в 2024 году доля бывших в употреблении предметов лизинга в объеме нового бизнеса опустилась до 10–14%, вернувшись к показателям начала 2022 года. В 2022 году и в первой половине 2023 года на подержанную технику приходилось до 28–32% объема нового бизнеса. Но уже в четвертом квартале 2023 года показатель снизился до 15%. В «Европлане» и «Интерлизинге» подтверждают динамику, уточняя, что у них доля подержанных предметов составляет 15–17%.
Наибольшее количество подержанной техники сосредоточено в сегменте грузового транспорта, легковых автомобилей и спецтехники, уточняют в «Интерлизинге». Спрос есть на тягачи и самосвалы с пробегом, добавляют в «Европлане». Востребованы коммерческая техника, железнодорожный подвижной состав и морские суда, отмечает директор рейтингов нефинансовых компаний НРА Анна Кудринская. В этих сегментах, поясняет эксперт, «все еще ощутимо давление санкций и нарушение логистики».
Читайте также:
Однако дальнейшего снижения доли подержанных предметов лизинга на рынке не ожидают, полагая, что их доля в объеме нового бизнеса в течение года сохранится на уровне 13–14%. С учетом значительного роста цен на лизинговое имущество за последний год не все клиенты могут позволить себе покупку новых активов, поэтому доля подержанных предметов перестала снижаться, отмечает директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.
Предприниматели продолжают покупать автомобили привычных европейских и корейских марок, говорит руководитель управления анализа данных и принятия решений ГК «Альфа-Лизинг» Вадим Данилов. Но парк этих автомобилей устаревает.
«Раньше западные компании развивали trade-in, понимая жизненный цикл оборудования и динамику формирования вторичного рынка. Сейчас западных брендов почти не осталось, а по китайской технике пока невозможно определить параметры для развития услуги»,— считает собеседник в одной из лизинговых компаний.
Полина Трифонова