В России могут разрешить использовать стейблкойны для международных платежей. Такой вариант рассматривают эксперты. И как только у них появится понимание, то оно превратится в законопроект, сообщил «Известиям» зампред ЦБ Алексей Гузнов. По его словам, дискуссия об использовании криптовалют для международных платежей ведется с 2023 года. Как может работать этот механизм? И какие возможны риски? Об этом — Владислав Викторов.
Как заявила Эльвира Набиуллина на финансовом конгрессе, проблемы с международными платежами — одно из главных ограничений для развития экономики. Предприниматель Олег Дерипаска, который тоже был там, призвал властей больше вкладываться в разработку новых схем для совершения трансакций.
Но, судя по словам зампреда ЦБ Алексея Гузнова «Известиям», пока ставка делается на платежи с помощью стейблкойнов — криптовалюты, привязанной к стоимости какого-либо актива. По его словам, сейчас регулятор должен проработать всю цепочку операций, с помощью которой активы можно будет зачислять, накапливать и переводить. Формально все, что требуется, это прописать в нормативных актах, например, для экспортеров возможность получать средства именно в стейблкойнах, которые затем нужно будет обязательно конвертировать, как с долларами. Однако это не самый сложный нюанс, говорит старший аналитик BestChange Никита Зубарев: «Правительство уже неоднократно заявляло, и все близится к тому, что где-то с осени будет запрещено именно организовывать оборот внутри страны.То есть купить и продать криптовалюту можно только на заграничных сервисах. Если бы такие операции совершались внутри страны, было бы гораздо проще. Но сейчас они одной рукой дают, другой забирают».
Запрет на обращение криптовалют в России прописан в законопроекте о майнинге, который повторно внесли в Госдуму в апреле. Но есть еще и документ, подписанный президентом России Владимиром Путиным в марте, который разрешает использовать для международных платежей цифровые аналоги долговых расписок или облигаций — так называемые ЦФА. Правда, спросом они не пользуются, потому что активы не связаны с мировым крипторынком, да и санкционные риски есть. Самый популярный стейблкойн — это USDT, привязанный к доллару.
Читайте также:
Но вряд ли власти будут рады его применению, считает гендиректор Консалтингово-аналитического союза Артем Генкин: «Стейблкойнов в обращении — примерно $163 млрд. $161 млрд — это стейблкоины, номинированные в долларе США, зависящие от всех перипетий денежно-кредитной политики, геополитики. Хотим ли мы именно такой инструмент? Или же начнут активнее появляться стейблкоины, привязанные не к американскому доллару? Вопрос открытый. Пока я вижу только, что несколько активнее начали развиваться евровые стейблкоины, но опять же, по сравнению со $161 млрд, это десятая доля процента».
Поэтому самый логичный способ — цифровой рубль, считает управляющий партнер ИК «Диалот» Алексей Петропольский. Формально его нельзя назвать стейблкоином, хотя по факту он привязан к российской валюте и у него есть эмитент — Центробанк. Остается только разработать платформу и привлечь иностранных партнеров.