Перечень невозвратных товаров для рынка электронной коммерции составили в Торгово-промышленной палате, пишут «Ведомости». Авторы письма, направленного в Роспотребнадзор, предлагают ввести список продукции, которая по аналогии с оффлайн-ритейлом не подлежит обмену и возврату на интернет-площадках. В него могут войти средства личной гигиены, нижнее белье, медицинские препараты, парфюмерия, косметика и некоторые другие категории.
Сейчас по закону «О защите прав потребителей» на маркетплейс можно вернуть любой товар в течение недели даже при отсутствии брака. На практике это создает большие риски для продавцов, считает старший юрист фирмы «Косенков и Суворов» Василий Хохлов: «До декабря 2020 года для онлайн и офлайн ритейла действовали одни и те же нормы, то есть был единый перечень. В декабре вступило в силу новое постановление правительства, которое установило, что для онлайн-торговли указанный перечень не применяется.
С того момента в течение семи дней стало возможно возвращать любые товары, в том числе парфюмерно-косметические и средства личной гигиены. Естественно, для продавцов и маркетплейсов возникли существенные риски. Как они будут реализовывать возвращенные товары в дальнейшем? Единственным критерием осталось сохранение товарного вида. Но не для всех категорий возможно определить товарный вид, его сохранность.
Читайте также:
Роспотребнадзор считает, что все должно лечь исключительно на плечи продавцов. Условно, если возвращают, допустим, банку шампуня, содержимое этой банки определить никаким образом невозможно. И если какое-то лицо захочет совершить какое-то преступление, то оно может наполнение заменить. Что дальше попадет к уже добросовестному потребителю, непонятно».
Сейчас маркетплейсы сами устанавливают требования к возврату товаров без брака. В частности, «Яндекс Маркет» запрещает покупателям отказываться от уже купленного алкоголя, живых цветов, лекарств и продуктов питания.
Правила Wildberries: не принимать постельное белье, парфюмерию, косметику, скоропортящиеся продукты и печатные издания. Однако, через чат с продавцом их можно вернуть. У Ozon невозвратными считаются цифровые товары и продукция с индивидуальными свойствами, например, выполненная на заказ.
Анна Кулецкая