Новости

Лизинговая отрасль рассматривает внедрение ESG-повестки

На фоне высокой ключевой ставки и, соответственно, высокой стоимости фондирования маржинальность части финансовых инструментов снизилась, как и их доступность целевому потребителю. Лизинг не исключение, но участники отрасли находятся в постоянном поиске новых продуктовых и сервисных решений, которые позволили бы им удержать клиента, причем по возможности качественного и с низким риском дефолта, и при этом самим показывать высокую рентабельность. 

Еще одним новым направлением для рынка лизинга может стать ESG-лизинг. Его внедрение обсуждалось на недавнем ПМЭФ, тогда же была заключена первая сделка. «ВТБ Лизинг», «Газпром газомоторное топливо» и дочерняя логистическая компания «Магнита» «Сельта» договорились о том, что последняя приобретет в лизинг у «ВТБ Лизинга» 20 тягачей Sitrak на газомоторном топливе, а топливо для них в течение пяти лет будет поставлять «Газпром газомоторное топливо». Участники сделки рассчитывают, что такой проект позволит снизить углеродный след и в целом более активно развивать сегмент лизинга авто на альтернативном топливе.

«Если говорить про ESG-лизинг в контексте развития экономики страны, то речь идет в первую очередь о финансировании лизинговыми компаниями зеленых предметов лизинга — электромобилей, электробусов, седельных тягачей и самосвалов на газомоторном топливе, которые обеспечивают снижение углеродных выбросов в атмосферу. Дальнейшее развитие ESG-лизинга может быть связано с созданием специальных лизинговых продуктов с государственной и корпоративной поддержкой привлекательных условий финансирования относительно проектов без ESG-составляющей: сниженной ставкой, увеличенным сроком финансирования и процедурой оценки предметов лизинга и лизингополучателей»,— поясняет генеральный директор «ВТБ Лизинга» Антон Мусатов. 

Инициативы ESG для отрасли значимы, но пока практика внедрения отдельных продуктов, которые были бы ориентированы на финансирование проектов, реализующих принципы устойчивого развития, повсеместного распространения не получила. Компании рынка финансируют технику для санитарной авиации, энергоэффективное оборудование; клиентов, которые напрямую заняты, например, переработкой отходов. Сужения до отдельных отраслей промышленности нет, потому что само понятие ESG включает в себя не только экологический аспект, но и определенный подход к корпоративному управлению и социальной ответственности, описывают ситуацию в отрасли в «Интерлизинге». «ESG-лизинг применим к финансированию электрокаров и инфраструктуры для них. Уже реализуется принятая в 2021 году концепция развития электротранспорта, в соответствии с которой к 2030 году каждый десятый выпускаемый внутри страны автомобиль должен обладать электрическим двигателем. Кроме того, в данном сегменте доступно применение государственных субсидий»,— говорят в компании.

Активную поддержку продажам электрокаров оказывает льготная программа лизинга Минпромторга РФ, которая позволяет юридическим лицам сэкономить до 35% от стоимости автомобиля по договору лизинга. 

«Мы отмечаем развитие ESG-лизинга прежде всего в массовом сегменте транспорта: легковые автомобили, седельные тягачи и самосвалы, пассажирский транспорт»,— согласен Антон Мусатов.

Впрочем, пока доля зеленых проектов в портфелях лизинговых компаний не превышает 10%. Это связано с отсутствием государственных стимулов, инфраструктуры для зеленого транспорта и состоянием экономики.

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "#лизинг":
Все материалы сюжета (144)