10 сентября завершилось размещение ЦФА двух кредитных организаций — Сбербанка (на собственной платформе) и банка «Хлынов» (на платформе «Атомайз»). Безусловно, особое внимание привлекали выпуски ЦФА крупнейшего российского банка — на срок 3 месяца и 1 год максимальным объемом 20 млрд руб. каждый. Ранее Сбербанк уже размещал ЦФА, однако они были привязаны к стоимости золота, тогда как в этот раз размещались аналоги классических облигаций.
Как заявили в Сбербанке, «оба выпуска успешно состоялись, информация о привлеченных суммах и количестве инвесторов доступна на нашей платформе», однако показатели не раскрыли. По данным партнера Capital Lab Евгения Шатова, на платформе «Цифровые активы» Сбербанка указано, что по трехмесячному выпуску было подано четыре заявки на сумму 50 млн руб., а по годовому — три заявки на 30 млн руб. В Сбербанке отмечают, что «текущие тестовые выпуски не нацелены на большие объемы», при этом они «позволяют оптимизировать клиентский путь, доработать инфраструктуру и выявить основные источники интереса клиентов к данному инструменту».
Читайте также:
К настоящему времени уже более десятка банков провели размещения ЦФА, аналогичных классическим облигациям. В большинстве случаев это также были тестовые размещения: либо на короткие сроки (ВБРР, ВТБ, Промсвязьбанк), либо небольшого объема (до 500 млн руб.; Росбанк, Экспобанк, «Еврофинанс Моснарбанк», Совкомбанк, банки «Раунд», «Центр-Инвест», «Хлынов»), либо в пользу одного-двух инвесторов (Росбанк, Совкомбанк, Экспобанк). Выпуски облигаций у большинства этих банков значительно больше как по объему, так и по срокам обращения. В частности, согласно данным Rusbonds, у ВБРР в обращении находятся два классических выпуска облигаций общим объемом 10 млрд руб., у Совкомбанка — два выпуска на 22 млрд руб., у Росбанка — несколько выпусков по 3–7 млрд руб. Исключением на рынке выглядит Альфа-банк, который только с начала 2024 года разместил более 140 выпусков ЦФА на 83 млрд руб. По объему это вполне сопоставимо с имеющимися у него в обращении облигациями классических выпусков (на сумму 155 млрд руб.).
Новые финансовые инструменты довольно привлекательны для эмитентов. Сами выпуски ЦФА, в отличие от облигаций, можно организовать за сутки, если эмитент уже выпускал ЦФА, и за несколько дней, если это первый выпуск, пояснил гендиректор Tehnobit Александр Пересичан.
Ксения Куликова, Дмитрий Ладыгин