Речь идет об отчислениях с материальной выгоды. Это вид дохода, который возникает в случае, если актив был куплен по цене ниже рыночной. Для инвестора выгода возникает, если в первый день торгов после первичного размещения котировка бумаги оказывается выше уровня IPO. Разница между такими ценами может быть использована как база для начисления НДФЛ, Ассоциация розничных инвесторов обратила внимание на налоговый казус и попросила ЦБ вмешаться и дать разъяснения.
В сделках с IPO есть и другие непрозрачные моменты, отметил партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе: «Переговорные сделки не учитываются как рыночные, и в них есть понятие материальной выгоды. ФНС с учетом ее введения и налогообложения с нее будет считать эту разницу как налогооблагаемую базу — либо 13%, либо 15% в зависимости от суммы дохода, который получен непосредственно инвестором. В связи с этим и возникают вопросы дополнительного сбора, потому что фактически там его как такового там быть не должно. То есть, если бы, например, это была бы одна сделка, то ни у кого не возникло бы вопроса о ее рыночной стоимости, и никто бы не облагал ее налогом. Но при текущих обстоятельствах с учетом количества инвесторов ФНС будет рассматривать это как рыночную сделку, в связи с чем считать ее как налогооблагаемую базу и облагать соответствующей ставкой».
Налогообложение материальной выгоды вернулось в практику в начале 2024 года. В предыдущие три сбор не взимался, напоминает РБК, но теперь мораторий снят. В Ассоциации розничных инвесторов подсчитали, что из-за этого казуса общий объем налоговой базы может составить почти 1,5 млрд руб. С этой суммы игрокам придется заплатить НДФЛ примерно на 200 млн руб. Ситуация затронет участников трех IPO, пояснил директор по стратегии из компании «Финам» Ярослав Кабаков:
«Сейчас под этот механизм взимания налога попадают "Европлан", "Диасофт" и МТС-банк. Кстати, все бумаги в этих случаях ушли ниже цены размещения, но даже те, кто участвовали в IPO, могут заплатить налог».
Светлана Белова