В январе—августе 2024 года доля Китая в общих трансграничных платежах, осуществляемых селлерами российских маркетплейсов, составила 51,1%, что на 16,7 процентного пункта (п. п.) меньше год к году. Это следует из совместного исследования Модульбанка (обслуживает представителей малого и среднего бизнеса) и центра развития и поддержки предпринимательства PRO Wildberries. Как отмечают авторы исследования, банки Китая, опасаясь наложения вторичных санкций со стороны Запада, увеличили сроки проверки платежей, поступающих из России.
Читайте также:
Изначально такие ограничения касались выпускаемых в Китае товаров, для которых требуются лицензии США: в основном это электроника и оборудование для нефтегазовой промышленности. «Но сейчас стало сложно провести трансграничные расчеты для закупки в Китае товаров повседневного спроса, включая одежду и продукты питания»,— говорит индивидуальный предприниматель из Хабаровска Максим Силин. По его словам, многие селлеры из Дальнего Востока, работающие на российских маркетплейсах, зависят от поставок из КНР. «В Благовещенск привезти оптом товар из Ханхэ (ближайший от границы РФ китайский город) можно за пару-тройку часов, но при этом китайские банки переводят предоплату держателю продукции чуть ли не две недели»,— рассказывает местный селлер Константин Кирсанов.
Пока проблемы с трансграничными платежами между РФ и КНР критически не влияют на общую ситуацию, следует из комментариев крупных российских маркетплейсов. Так, в Ozon, работающем напрямую с продавцами из Китая, заявили, что у таких селлеров оборот на онлайн-площадке во втором квартале вырос в 2,6 раза год к году. При этом в компании подчеркивают, что зарубежные продавцы вовремя получают платежи от Ozon. В AliExpress, который с 2022 года сфокусирован на трансграничной торговле, утверждают, что число зарубежных продавцов на площадке растет в основном за счет предпринимателей из КНР.
Халиль Аминов, Варвара Семенова