Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в торговых центрах Москвы с 1 января по 13 октября увеличился на 2% год к году, следует из данных, предоставленных Focus Technologies. Рост наблюдается на фоне снижения этого показателя на 1% в целом по России. Позитивный тренд в Москве прослеживается за счет малоформатных объектов (площадь 5–20 тыс. кв. м), где трафик, по подсчетам Focus Technologies, год к году увеличился на 5%, среднеформатные (20–40 тыс. кв. м) прибавили 1%. В крупных объектах (40–80 тыс. кв. м) и очень крупных торгцентрах (более 80 тыс. кв. м) число посетителей за этот период, напротив, снизилось на 1–2% год к году.
Старший директор консалтинговой компании CORE.XP Марина Малахатько относит к малоформатным 83% существующих в Москве торгцентров — они формируют 47% всех арендопригодных площадей. «Все введенные за два с половиной года объекты — небольшие, со средней площадью 12 тыс. кв. м»,— говорит эксперт. Руководитель направления исследований и консалтинга консалтинговой компании «Магазин магазинов» Андрей Сурков относит к малоформатным объектам 81% строящихся сейчас торгцентров.
Заместитель гендиректора УК «Аструм Недвижимость» Гузель Гумерова поясняет, что строительство малоформатных торгцентров стимулирует появление новых жилых районов, где застройщики располагают подобные проекты в рамках создания инфраструктуры. Потребительское поведение, по мнению господина Суркова, меняется: люди чаще делают покупки возле дома либо онлайн.
Конкуренция с интернет-торговлей затрагивает малоформатные торгцентры в меньшей степени, настаивает Марина Малахатько. По ее словам, в таких комплексах потребители удовлетворяют повседневный спрос, совершая в том числе импульсные покупки. Гузель Гумерова обращает внимание на то, что пункты выдачи онлайн-заказов нередко располагаются как раз в малоформатных торгцентрах, обеспечивая дополнительный поток.
Александра Мерцалова