Рынок новых легковых автомобилей в России в следующем году может ожидать падение в пределах 10–25%, прогнозируют аналитики и участники отрасли. Виноваты высокая ключевая ставка ЦБ, очередная индексация утилизационного сбора, ослабление рубля и рост цен. При этом реализация автомобилей по итогам 2024 года вырастет сразу на 50%, до 1,59 млн штук.
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2025 году, согласно базовому прогнозу «Автостата», могут сократиться на 10% при сохранении текущей экономической ситуации в стране, рассказал директор агентства Сергей Целиков в ходе Autostat Analytic Day. Оптимистичный прогноз — рынок на уровне текущего года, пессимистичный — падение на 20%, до 1,27 млн штук, полагают в «Автостате».
Реализация автомобилей по итогам 2024 года вырастет на 50%, до 1,59 млн штук, подсчитали в агентстве. Это лучше оптимистичного прогноза агентства, обнародованного в январе (1,4 млн штук).
Сергей Целиков поясняет, что на снижение рынка в следующем году будут влиять высокая инфляция, индексация утильсбора с 1 января, снижение доступности кредитов из-за ключевой ставки и рост цен на новые автомобили.
Также автопродажи будет сдерживать отсутствие официальных поставок глобальных брендов: некоторые граждане ждут возвращения зарубежных марок и не торопятся пересаживаться на китайские автомобили, поясняет он.
По мнению господина Целикова, авторынок 2025 года может стать достаточно непредсказуемым, несмотря на обнародованный прогноз агентства. «В следующем году изменится очень многое, и на рынке могут быть тектонические изменения. Мы можем и уйти вверх, но для этого должны реализоваться определенные геополитические факторы»,— считает эксперт.
Читайте также:
Аналитик «Эйлер Аналитические технологии» Владимир Беспалов соглашается с трендом на снижение продаж в следующем году. Рынок может составить 1,4–1,5 млн машин против 1,55–1,57 млн — в 2024 году, прогнозирует он. Основными факторами такой динамики господин Беспалов считает удовлетворение отложенного спроса, высокие процентные ставки, а также ослабление рубля и повышение цен. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что позитивных факторов, способных переломить ситуацию с охлаждением спроса, пока не наблюдается.
За январь—ноябрь продажи новых легковых автомобилей выросли на 54% год к году, до 1,45 млн штук. Лидер рынка — Lada, второе место и первенство среди иномарок за китайским Haval.
Наталия Мирошниченко