Новые правила торгов бензином на Петербургской бирже вызвали недовольство участников рынка. Трейдеры опасаются, что лимиты на рост котировок и ограничения количества заявок могут исказить ценообразование. Минэнерго называет нововведения временными и отмечает, что они направлены на охлаждение завышенного спроса на бирже. Несмотря на снижение оптовых цен, внутренний рынок по-прежнему испытывает дефицит топлива, указывают аналитики.
Новые правила торгов бензином на Петербургской бирже грозят искажением индексов и их отрывом от реальных оптовых цен, свидетельствует опрос “Ъ” участников рынка. Биржа изменила механику торгов бензином с 8 сентября. Лимит ценовых колебаний по АИ-92 и АИ-95 с железнодорожной отгрузкой от текущих котировок установлен в размере плюс 0,01% против прежних плюс 0,5%. Кроме того, теперь на предварительных торгах и аукционе открытия один участник может подать только одну заявку на один лот, а в основной сессии — не более 15 заявок по каждому инструменту, в одной заявке допускается максимум три лота.
Как рассказывают источники “Ъ”, Минэнерго указывало, что ограничения на рост цен в пределах 0,01% и другие новые правила введены временно — чтобы больше покупателей могли получить доступ к торгам.
Но, подчеркивают собеседники “Ъ”, производство бензина не покрывает спрос, и из-за новой механики биржевые цены перестают отражать рыночный уровень в крупном опте. По словам одного из них, похожая ситуация была во время топливных кризисов 2010–2011 годов, когда биржевые котировки были в два-три раза меньше реальных цен перепродажи бензина и дизтоплива вне биржи. По мнению еще одного источника “Ъ” в отрасли, искусственное занижение биржевых цен неминуемо приведет к росту закупок бензина при помощи «роботов», что делает меры контрпродуктивными.
На Петербургской бирже перенаправили запрос “Ъ” в Минэнерго. Там сообщили, что новые меры обсуждались с нефтекомпаниями, ассоциациями трейдеров, ФАС и ЦБ. «Абсолютное большинство участников рынка поддержало данные меры, направленные на стабилизацию ценовой ситуации, охлаждение завышенного спроса в биржевом канале реализации»,— отметили в министерстве. За первые два дня работы ограничения позволили стабилизировать и даже снизить биржевые цены на бензин, добавили там.
Читайте также:
С введением новых правил объем биржевых торгов нефтепродуктами в моменте сократился. По данным биржи, 8 сентября в оптовом сегменте реализовано 31,92 тыс. тонн бензина, что на 4,8% меньше, чем в предыдущий торговый день. Объем продаж АИ-92 снизился на 12,2%, до 17,34 тыс. тонн, что стало минимумом за 2025 год. 9 сентября продажи бензина сократились на 2,1% к предыдущему дню, до 31,26 тыс. тонн. Хотя 10 сентября реализация топлива выросла на 5,6%, до 33,12 тыс. тонн. Объем продаж АИ-92 увеличился на 1,6%, до 19,14 тыс. тонн, АИ-95 — на 13,1%, до 13,98 тыс. тонн.
Начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст» Олег Абелев считает замечания участников торгов справедливыми. По его словам, переработка топлива уже два месяца отстает от потребления, что по законам рынка должно вести к росту цен. Если же биржевая цена не может расти при дефиците, то она перестает отражать реальную стоимость товара, баланс спроса и предложения, а также лишает участников рынка инструмента анализа и принятия решений, добавляет аналитик. Ограничения на число заявок, продолжает он, сдерживают совокупный спрос, не позволяя крупным покупателям конкурировать за ограниченное предложение, поэтому объемы торгов начнут сокращаться.
Ольга Семеновых

SIA.RU: Главное