Посещаемость продуктовых магазинов в торговых центрах России в 2025 году может сократиться на 8% год к году, прогнозируют в Focus Technologies. Такая ситуация наблюдается и среди других категорий арендаторов. Трафик fashion-операторов может снизиться на 4–7% год к году, DIY — на 8–10%, электроники и бытовой техники — на 7–10%. Торговые центры в целом в 2025 году, вероятно, покажут снижение посещаемости до 3% год к году, считают в Focus Technologies.
Но именно снижение посещаемости продуктовых магазинов может иметь наиболее выраженный эффект для посещаемости торговых центров: они формируют до 40–70% общего трафика, говорит вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин.
Эксперт в сфере коммерческой недвижимости Марина Толстошеева оценивает средний показатель в 25%. Такую же долю, по ее словам, совокупно занимают fashion-операторы.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов считает, что большинство крупных FMCG-ритейлеров — Х5, «Лента» и «Магнит» — зафиксировали увеличение трафика офлайн-магазинов в первом полугодии. В X5 говорят, что наблюдают общее замедление роста продовольственной розницы: если в прошлом году физические продажи увеличились на 6–7%, в этом году — примерно на 2%.
Читайте также:
Господин Богданов замечает, что интерес потребителей смещается в сторону дискаунтеров и магазинов «у дома». Такие объекты реже, чем полноформатные супермаркеты и гипермаркеты, открываются в торговых центрах. О смене форматов говорит и руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев: небольшие продуктовые магазины в составе жилых комплексов чаще закрывают потребности граждан по приобретению базовых продуктов. Развитие доставки позволяет сократить число визитов в супермаркеты и гипермаркеты. Господин Васильев предполагает, что крупноформатные магазины продолжат терять свою актуальность.
На всех арендаторов, по словам Михаила Васильева, влияет общее снижение покупательной способности, переход населения к сберегательной модели и развитие онлайн-торговли.
Для категорий с эластичным спросом, например одежды, обуви, электроники и бытовой техники, негативный эффект оказывается более существенным, замечает госпожа Толстошеева.
Александра Мерцалова

SIA.RU: Главное