Новости

ФАС и ЦБ перешли на личности. Регуляторы обсудили индивидуальный порядок оповещения об изменениях банковских тарифов

Вчера на заседании экспертного совета Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подвела предварительные итоги опроса кредитных организаций о порядке информирования клиентов об изменении тарифов за совершение операции по счету. Как уже писал "Ъ" 21 января, ФАС запросила у 100 банков информацию об условиях открытия и ведения
счетов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Регулятора интересовало, предусматривает ли банк в договорах счетов свое право на одностороннее изменение тарифов.

Как показало исследование, 75% из 86 банков, ответивших на вопросы регулятора, записывают во всех договорах право в одностороннем порядке менять размер тарифов за операции по счету. При этом обязательство информировать клиента о вносимых изменениях берет на себя более 80% опрошенных банков, из них 83% сообщают об изменениях тарифов клиентам-юрлицам и индивидуальным предпринимателям, 76% -- клиентам-физлицам. 70% банков установили минимальный срок
информирования клиента об изменениях -- менее 15 дней до момента введения новых тарифов. И лишь три банка из опрошенных информируют своих клиентов об изменениях за 31-45 дней. Большинство банков сообщают об изменениях на сайте или в структурном подразделении, только незначительная их часть рассылают клиентам сообщения по
обычной или электронной почте.

Такое положение дел не устраивает ФАС, которая намерена обратиться в Банк России с законодательной инициативой регулирования ситуации. "В правовом плане не урегулированы ни сроки уведомления клиентов, ни порядок уведомления,-- отметил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.-- Мы намерены выйти с законодательной инициативой к Банку
России, чтобы прописать оба этих условия". При этом Андрей Кашеваров предложил указать в договорах порядок личного уведомления каждого клиента.

По мнению члена правления Райффайзенбанка Романа Воробьева, в законодательном закреплении нуждается только минимальный срок уведомления клиента об изменении тарифов. "Лично уведомлять каждого клиента очень дорого и не нужно, банки завалят почтовые ящики клиентов лишней информацией, в итоге выиграет, наверное, только почта",-- считает господин Воробьев. С ним согласен зампред правления банка "Авангард" Валерий Торохов, который считает, что рассылка
информации каждому клиенту обойдется банкам в миллионы долларов."Имеет смысл закрепить лишь сроки сообщения информации, причем периодичность должна соответствовать периодичности обращения клиента за конкретной услугой",-- считает господин Торохов.

Банк России поддержал участников рынка. "Имеет смысл законодательно закрепить срок информирования клиентов, при этом порядок уведомления целесообразно было бы оставить в свободном волеизъявлении сторон,-- считает заместитель директора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Владимир Чистюхин.-- Обязательное персональное
информирование всех клиентов будет технологически сложным и затратным для банков и может привести к удорожанию услуги для клиентов".

Елена Ъ-Пашутинская


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное