Вчера вице-премьер Алексей Кудрин, представляя информагентствам проект бюджетной стратегии Минфина до 2023 года, сообщил о предложениях министерства по реформе пенсионной системы, содержащихся в ней. Напомним, предложения Минздравсоцразвития по реформе пенсионной системе были представлены заместителем министра Юрием Ворониным в первой половине августа.
Инициативы Минздравсоцразвития предполагают в том числе существенное увеличение пенсионных прав нынешних пенсионеров и индексацию пенсий за счет бюджета (валоризация), превращение единого социального налога (ЕСН) в набор страховых взносов, уплачиваемых работодателем и работником в Пенсионный фонд, систему социального и медицинского страхования, возможный рост страхового взноса работодателя в ПФР и другие фонды, неизменение пенсионного возраста. В числе прочего Минздравсоцразвития предлагало изменить шкалу регрессии ЕСН так, чтобы бывший налог уплачивался по единой ставке с суммы зарплаты, не превышающей 135% средней зарплаты. Кроме того, министерство Татьяны Голиковой предлагало компенсировать возможный рост бывшей части ЕСН, а далее - страхового тарифа с работодателя в ПФР с предполагаемым 20-процентным снижением других налогов. Речь де-факто шла о повышении ЕСН для работодателя за счет снижения НДС.
Базовых идей Минздрава - валоризации, изменения прав собственности на накопительную часть пенсий, замены ЕСН страховыми взносами Алексей Кудрин не оспаривал. Но идея снижения НДС господину Кудрину категорически не нравится, он очередной раз заявил о недопустимости снижения налога с 2010 года, пояснив, что следствием этого будет снижение госрасходов или на инфраструктурные вложения (что по его логике повредит бизнесу), или на соцполитику (в том числе и на здравоохранение и пенсии). Единственные расходы и налоги, которые господин Кудрин готов снижать,- расходы на госуправление. Но и это не решит проблем пенсионной системы: с 2015 года, по расчетам Минфина, госсредств на ее стабильную работу, в том числе на валоризацию, недостаточно.
В первую очередь вице-премьер предлагает использовать иной источник финансирования дефицита средств в пенсионной системе - не федеральный бюджет, а фонд национального благосостояния, предлагая для этого изменить саму идеологию работы суверенных фондов. План сводится к тому, чтобы, используя финансовые резервы резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ), обеспечить бесперебойное финансирование переходного периода от перераспределительной к преимущественно накопительной системе.
Чтобы добавить устойчивости пенсионной системе, Минфин рассматривает вопрос (и провел расчеты, но не внес их на обсуждение ведомств) увеличения пенсионного возраста, рассказал вчера источник в Минфине. Увеличение может начаться после 2015 года и будет идти на полгода в год, пока не достигнет 62,5 года для мужчин и 60-62,5 года для женщин.
Дмитрий Ъ-Бутрин, Максим Ъ-Шишкин
Инициативы Минздравсоцразвития предполагают в том числе существенное увеличение пенсионных прав нынешних пенсионеров и индексацию пенсий за счет бюджета (валоризация), превращение единого социального налога (ЕСН) в набор страховых взносов, уплачиваемых работодателем и работником в Пенсионный фонд, систему социального и медицинского страхования, возможный рост страхового взноса работодателя в ПФР и другие фонды, неизменение пенсионного возраста. В числе прочего Минздравсоцразвития предлагало изменить шкалу регрессии ЕСН так, чтобы бывший налог уплачивался по единой ставке с суммы зарплаты, не превышающей 135% средней зарплаты. Кроме того, министерство Татьяны Голиковой предлагало компенсировать возможный рост бывшей части ЕСН, а далее - страхового тарифа с работодателя в ПФР с предполагаемым 20-процентным снижением других налогов. Речь де-факто шла о повышении ЕСН для работодателя за счет снижения НДС.
Базовых идей Минздрава - валоризации, изменения прав собственности на накопительную часть пенсий, замены ЕСН страховыми взносами Алексей Кудрин не оспаривал. Но идея снижения НДС господину Кудрину категорически не нравится, он очередной раз заявил о недопустимости снижения налога с 2010 года, пояснив, что следствием этого будет снижение госрасходов или на инфраструктурные вложения (что по его логике повредит бизнесу), или на соцполитику (в том числе и на здравоохранение и пенсии). Единственные расходы и налоги, которые господин Кудрин готов снижать,- расходы на госуправление. Но и это не решит проблем пенсионной системы: с 2015 года, по расчетам Минфина, госсредств на ее стабильную работу, в том числе на валоризацию, недостаточно.
В первую очередь вице-премьер предлагает использовать иной источник финансирования дефицита средств в пенсионной системе - не федеральный бюджет, а фонд национального благосостояния, предлагая для этого изменить саму идеологию работы суверенных фондов. План сводится к тому, чтобы, используя финансовые резервы резервного фонда и фонда национального благосостояния (ФНБ), обеспечить бесперебойное финансирование переходного периода от перераспределительной к преимущественно накопительной системе.
Чтобы добавить устойчивости пенсионной системе, Минфин рассматривает вопрос (и провел расчеты, но не внес их на обсуждение ведомств) увеличения пенсионного возраста, рассказал вчера источник в Минфине. Увеличение может начаться после 2015 года и будет идти на полгода в год, пока не достигнет 62,5 года для мужчин и 60-62,5 года для женщин.
Дмитрий Ъ-Бутрин, Максим Ъ-Шишкин




SIA.RU: Главное