Новости

Госдума отложила эксперименты с бензином. Рост акцизов на топливо потребители заметят после выборов

Депутаты Госдумы в пятницу приняли в третьем, заключительном, чтении поправки в Налоговый кодекс, пересматривающие график повышения акцизов на бензин. Действующий график предусматривает в 2012 году рост акцизов на топливо примерно на 1,2 руб. с литра. Принятый законопроект сохраняет эти ставки, но только до июня 2012 года. С июля будущего года акциз на бензин "Евро-2" вырастет еще на 35 коп. с литра, а в 2013 году -- еще на 1,4 руб., до 10 100 руб. с тонны. Акцизы на бензин "Евро-3" после выборов 2012 года также вырастут еще на 35 коп., а с 2013 года -- на 1,35 руб. с литра. Дизельное топливо "Евро-2" в конце 2012 года вырастет на 20 коп., "Евро-3" -- на 40 коп.

Если действующая редакция Налогового кодекса предусматривает единый акциз на топливо 4-го и 5-го экологического класса, то принятый законопроект дифференцирует их. Акцизы на бензин "Евро-3" во второй половине 2012 года не изменятся, зато с 2013 года вырастут сразу на 1,25 руб. с литра. Акцизы на бензин "Евро-5" в конце 2012 года снизятся на 1,20 руб. с литра.

Решение о резком повышении акцизов на топливо в середине 2010 года было инициировано Минфином ради снижения дефицита бюджета.  Однако резкий рост розничных цен на топливо в начале 2011 года вызвал недовольство правительства и претензии Федеральной антимонопольной службы. Требования ФАС снизить внутренние цены наряду с запретом с 2011 года на реализацию топлива "Евро-2", к которому некоторые компании оказались не готовы, привели к росту экспорта нефтепродуктов, что стало одной из причин апрельского бензинового кризиса.

ФАС предлагала предусмотреть гибкую ставку акциза, которой можно было бы нивелировать скачки мировых цен на топливо, но это предложение было отвергнуто Минфином из-за сложности администрирования. Большее внимание правительство уделило предложениям Минэнерго, которое предлагало дифференцировать акцизы на топливо в зависимости от экологического класса.

Однако предложения Минэнерго не были учтены в законопроекте. Вместо этого сроки перехода на "Евро-3" были сдвинуты на год -- с 2013 года, сдвинулись и сроки перехода на "Евро-4" и "Евро-5". Одновременно правительство подписало с компаниями соглашения, обязывающие их осуществить модернизацию и перейти на топливо "Евро-3".

Предлагавшаяся Минэнерго дифференциация вносилась в документ уже в ходе обсуждения его в Госдуме. К третьему чтению законопроекта акцизы на топливо "Евро-5" были снижены, а на все остальные экологические классы повышены. Например, дифференциал между бензинами "Евро-4" и "Евро-5" на конец 2012 года был увеличен с 560 руб. в первом чтении законопроекта, до 1679 руб. с тонны в итоговой версии. Выполнит ли Минфин свое обещание не увеличивать акцизы более чем на 1 руб. с литра в год -- в значительной степени будет зависеть от компаний: чем больше на рынке будет высококачественного топлива, тем меньшую долю в его цене будет составлять акциз. На АЗС дешевле от этого бензин в любом случае не станет -- качественный бензин стоит дороже.

Александр Гудков


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное