Новости

Неудержимый бензин. Затишье на рынке топлива заканчивается

Затишье на рынке топлива заканчивается. Уже в апреле литр бензина может подорожать на рубль-полтора, к лету цена АИ-95, вполне возможно, дойдет до 32 руб./л, и даже двинется дальше.

ДАРЬЯ ЧЕРКУДИНОВА

Топливное мороженое

В конце января министр энергетики Сергей Шматко пообещал, что до начала весны топливо в рознице дорожать не будет, и сослался на принципиальные договоренности с нефтяными компаниями и владельцами автозаправочных сетей. Обещание сдержано. Однако выборы прошли, зима и мораторий на рост цен закончились, теперь руки и у власти, и у бизнеса развязаны.

Для автовладельцев нынешняя рекордно низкая инфляция (3,7% в годовом исчислении -- абсолютный рекорд с тех пор, как советские власти признали, что у нас есть не только секс) последние месяцы проявлялась в виде практически неизменных цен на бензин. По данным портала benzin-price.ru, аккумулирующего статистику по ценам на бензин, цифры для москвичей и питерцев были примерно такими: 29 руб. за литр 95-го, плюс-минус 10-20 коп. Межрегиональные различия много больше: если верить Росстату, в Кемерово ценник -- около 25,5 руб., в Ярославле -- 27 руб. с копейками, а на Чукотке -- 42 руб./л. Так было и будет: разные издержки и транспортные плечи, уровень коррупции, степень монополизации рынка.

Еще месяц можно рассчитывать на привычные цены на АЗС, но в апреле они пойдут вверх, уверены аналитики ИАЦ "Кортес".  Пока АЗС распродают старые запасы топлива, купленные по замороженным правительством ценам, но с апреля цены будут выше: нефтяники обещаниями больше не связаны.

Изначально планировалось, что владельцам АЗС компенсируют сдерживание топливных цен -- такое предложение, по данным ряда изданий, якобы исходило от вице-премьера Игоря Сечина. Расходы составили бы примерно $1 млрд, подсчитали аналитики Номос-банка. Но инициативу Сечина не одобрили ни в Минфине, ни в Минэкономики.

Денис Борисов из Номос-банка не удивлен. Во-первых, в стране в конце года образовались существенные запасы нефтепродуктов (бензина -- более 1 млн т). Во-вторых, оптовые цены в декабре этого года, по данным Росстата, снизились на 4,3%. В январе падение оптовой цены составило 10,5%. "Как следствие, министерства, видимо, посчитали, что заморозка цен на АЗС была объективным отражением сложившейся рыночной конъюнктуры",-- полагает Борисов.

Заправки, по оценкам аналитиков, сейчас не должны страдать от замораживания цен, последние два месяца они работали со средней маржой 10% -- это хороший показатель для отрасли. В крупных компаниях не смогли внятно сказать, готовится ли повышение цен в ближайшем будущем. Зато совладелец небольшой подмосковной сети автозаправок рассказал, что рассчитывает прибавить 10% к стоимости бензина уже в мае. С его прогнозом согласен аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Танурков. Он считает, что два-три рубля к стоимости литра ведущие игроки рынка накинут, скорее всего, уже через пару месяцев.

Плавно или резко

Государство уверяет: рост цен будет постепенным и потому достаточно незаметным.

Эксперты с чиновниками не согласны. Прежде всего они уверены, что именно из-за роста акцизов скачков стоимости бензина избежать не удастся и они будут заметны. К примеру, Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, ожидает, что в июле и сентябре цены уйдут вверх довольно резко -- даже если не возникнет дефицита топлива. По итогам года эксперты обещают рост цен на уровне 15%.

Правительство фактически заявляет: мы увеличиваем топливный акциз на один-два рубля в год, это -- даже если он полностью перекладывается на плечи потребителей -- означает рост цен на 3,5-7% (надо учесть еще и НДС). Не выше инфляции.

Участники рынка указывают, что прошлогодний скачок цен отчасти был спровоцирован увеличением акциза примерно на рубль с литра. Тогда планировалось, что с помощью этой меры получится собрать достаточно средств для наполнения дорожного фонда. Тогда министр финансов Алексей Кудрин говорил, что надеется восполнить с помощью топливных акцизов эту копилку.

Напомним, прошлой весной бензин резко подорожал, за считаные недели цены в зависимости от региона взлетели на 10-15-20%, а кое-где и еще выше. В некоторых областях, например в Архангельской, Кемеровской, на Сахалине, в Алтайском крае, а также в крупных городах наблюдались перебои с топливом. Сформировался ажиотажный спрос, и кое-где дело дошло до объявлений на бензоколонках: "Не больше 10 литров в одни руки". К июню ситуация улучшилась.

Заложники мирового рынка

На стоимость бензина, безусловно, повлияет рост цен на нефть. Управляющий фондом "Финам Нефтегаз" Роман Беседовский напоминает, что баррель нефти марки Brent уверенно обосновался на уровне выше $120, и в связи с этим полагает, что к концу мая бензин может подорожать на 5-7% относительно нынешнего уровня. Это, впрочем, далеко не предел: если США начнут войну с Ираном, цена барреля нефти запросто может дойти до $140-150.

Гуляющие по мировому экспертному полю прогнозные оценки стоимости нефти в $200-300 и даже $450 за баррель российские аналитики к нашей реальности пока не примеряют.

К реально действующим следует отнести фактор сезонности -- начало полевых работ сопровождается скачком спроса на топливо.

Отечественные чиновники стараются успокоить потребителя, заявляя, что удорожание нефти -- не основной двигатель стоимости бензина. "При прочих равных условиях высокие цены на нефть создают более сильное давление, но есть масса других причин, которые могут сдерживать цены на бензин какую-то часть года",-- цитирует агентство "Прайм" замглавы Минэкономики Андрея Клепача.

Что именно может сдержать цены, не вполне ясно. Возможно, под видом антимонопольного регулирования АЗС заставят снижать маржу. Тем более что даже в Москве есть примеры, когда небольшие сети продают топливо почти на рубль ниже средней цены.

Остается, впрочем, открытым вопрос: а намерено ли государство вообще сдерживать цены на бензин?


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное