Вчера ФАС опубликовала сведения о долях федеральных каналов "в сфере распространения телерекламы" за 2011-2012 годы. На основании этих данных можно оценить доли на рынке основных продавцов рекламы. Их российское законодательство регулирует с января 2011 года по итогам принятого еще в декабре 2009-го закона "О внесении изменений в ст. 11, 33, 36 ФЗ "О рекламе"". Направленные в первую очередь против ВИ поправки тогда ограничили долю любого продавца 35% от привлеченных на федеральные телеканалы бюджетов за два предыдущих года.
Закон дал вещателям год, чтобы привести свои договоры с контрагентами в соответствие с новыми требованиями. В 2010-м ВИ обслуживала 13 телеканалов -- и ее доля явно превышала 70%. Тогда всю группу выкупили структуры банка "Россия" Юрия Ковальчука. После смены собственников, обеспечившей группе политическую поддержку, ограничения стали уже неактуальными, но переписывать законодательство никто не стал. Просто с января 2011 года ВИ сохранила обслуживание восьми вещателей (сейчас это "Первый канал", РЕН ТВ, "Пятый", ТВ-3, "Пятница", 2х2, "Ю" и Disney), а еще пяти (СТС, "Домашний", "Перец", "Россия 1" и "Россия 2") стала оказывать так называемые консультационные услуги. Вознаграждение за них оказалось почти равным комиссии за полноценный сервис.
Единственной неприятностью для ВИ и ФАС стал тот факт, что доля восьми клиентов группы все равно превысила 35%. Дело в том, что по закону доля продавцов телерекламы рассчитывается отдельно при национальном размещении (когда во всех городах вещания выходит один и тот же ролик) и региональном (когда в каждом городе выходит свой ролик). По итогам 2009-2010 годов, подсчитала ФАС, общая доля восьми клиентов ВИ при национальном размещении равнялась 36,04%, по итогам 2010-2011 годов -- и вовсе 38,4%.
Превышение продавцом доли 35% еще не означает, что телеканалы должны прекратить с ним сотрудничество, просто они не могут заключить новый договор. Но в 2012 году контракты с ВИ продлили входящие в холдинг "ПрофМедиа" ТВ-3, MTV (сейчас "Пятница") и 2x2, а также принадлежащие ЮТВ "Муз ТВ" (сейчас "Ю") и Disney. Участники рынка тогда уверяли "Ъ", что ФАС не осмелится выдать каналам предписание расторгнуть уже перезаключенные договоры.
Так и произошло. В ноябре замглавы службы Андрей Кашеваров практически дословно повторил аргументы, которые ранее озвучил гендиректор ВИ Сергей Васильев: некорректно оценивать по итогам 2010-2011 годов долю ВИ, принимая во внимание только восемь каналов.
В ФАС признают, что ВИ вправе перезаключить договор с "Первым каналом", если тот проведет торги и признает группу их победителем. Те же самые поправки к закону "О рекламе" обязали телеканалы с госучастием (владельцем 38,9% ОАО "Первый канал" является Росимущество) выбрать себе рекламного партнера только на торгах.
В пресс-службе ВИ соглашаются, что ставить знак равенства между сейлз-хаусом и совокупной долей его клиентов некорректно: "Мы, например, реализуем не все рекламные возможности обслуживаемых нами каналов".




SIA.RU: Главное