Мэрия Иркутска признала программу по сокращению очередей в детские сады недостаточно эффективной. Несмотря на создание дополнительных групп и строительство новых зданий, заполучить вожделенное место для малыша по-прежнему трудно. Однако частные инвесторы, которые сами предлагают построить на собственные средства новые детсады, почему-то реальной поддержки у мэрии не находят. Точнее декларативная поддержка, разумеется, есть, но вот земельных участков под эти инициативы нет. Земельный вопрос в Иркутске стал для предпринимателей настоящим проклятием. Так, руководство ОАО «Иркутскэнерго» тщетно пытается построить в Иркутске, в микрорайоне Солнечном детский сад на 150 мест, но из-за бюрократической волокиты с землей бьется над этой темой вот уже третий год. Как выяснилось, решение вопроса уперлось в тему объединения нескольких участков в один, поскольку разрешение на строительство без этого объединения получить невозможно. В мэрии заявили, что рассчитывать на выдачу этого разрешения энергетикам можно не раньше, чем через полтора года. В чем смысл такого формального подхода к решению острых социальных вопросов, в мэрии объяснить не смогли.
– Еще несколько лет назад ОАО «Иркутскэнерго» заявило о готовности построить детский сад на 150 мест в микрорайоне Солнечном, – рассказали «МК Байкал» в пресс-службе компании. – В 2011 году был выбран участок под строительство, однако у энергетиков возникла проблема с его оформлением в аренду, поскольку он состоит из двух смежных участков. По одному из них площадью 5,5 тыс. кв. м право аренды было получено еще в сентябре прошлого года, по второму, площадью 2,9 тыс. кв. м, решение тянулось больше двух лет, и на днях мы получили право аренды на пять лет.
Как пояснили «МК Байкал» в министерстве имущественных отношений Иркутской области, участок, который «Иркутскэнерго» получило в аренду в прошлом году, относится к землям с неразграниченным правом собственности. Согласно региональному законодательству, такими участками на территории административного центра области в случае их предоставления для целей строительства, распоряжается правительство Приангарья. При этом решение о предоставлении земли принимается Земельной комиссией. Таким образом, приняв во внимание социальную значимость строительства детского сада, комиссия решила предоставить компании землю в аренду. А вот второй участок, с которым и возникли трудности, находится в собственности города.
– Изначально «Иркутскэнерго» планировало строить небольшой детский сад и попросило небольшой участок, который и был найден, – рассказал Виктор Кондрашов «МК Байкал». – Однако затем было решено строить здание побольше, и потребовалась дополнительная земля. Находившийся же в муниципальной собственности смежный участок был в аренде у юридического лица. Мы очень долго бились за этот участок, вели длительные переговоры с арендатором и уговорили отказаться его от аренды.
– Детский сад с самого начала планировалось строить на 150 мест, – опровергли слова мэра в пресс-службе «Иркутскэнерго». – Второй земельный участок меньшей площадью понадобился, чтобы разместить на нем детские игровые площадки.
Казалось бы, теперь оба участка для строительства свободны, однако, согласно установленной процедуре, под строительство не могут быть отданы два разных участка, сначала их необходимо объединить в один. В свою очередь сформировать один участок из двух можно, только если у них один собственник, в данном случае – муниципалитет.
– Процедура передачи и формирования участка очень длительная, она может занять до полутора лет, – пояснил градоначальник. – А если же участок уже находится в аренде «Иркутскэнерго», то для формирования общего участка им придется отказаться от права аренды на оба участка.
Между тем, вопреки всякой логике, постановление о передаче муниципального участка в аренду было подписано 10 июня этого года, при этом в «Иркутскэнерго» почему-то уверены, что объединять участки не потребуется. «Договор аренды подписан, предстоит его государственная регистрация, которая займет около месяца, затем процедура получения разрешения на строительство», – рассказали в пресс-службе компании.
Однако возглавлявший до недавнего времени службу государственного жилищного контроля и строительного надзора Приангарья, а затем назначенный председателем комитета по градостроительной политике иркутской мэрии Денис Воронов подтвердил, что строить на двух смежных участках будет невозможно. «Даже если на одном из участков будет здание детского сада, а на другом – относящиеся к нему детские площадки, проект должен быть общим, иначе он не пройдет экспертизы и не получит разрешения на строительство», – пояснил он.
Зачем же тогда мэрия все-таки предоставила землю в аренду, достоверно зная, что построить детский сад на нем будет просто невозможно, новоявленный председатель градостроительного комитета ответить не смог.
Ситуация выглядит абсурдной. Следуя нормальной логике, мэрия больше всех должна быть заинтересована в строительстве нового детсада. Однако на деле приходится видеть совершенно иное. Сначала региональное правительство своим решением выделяет энергетикам землю под строительство, а мэрия со своей стороны выделение второго смежного участка затягивает. Потом энергетики жалуются губернатору Иркутской области Сергею Ерощенко на создание административных барьеров, которые им воздвигает мэрия. После вмешательства первого лица городская власть практически сразу, если быть точным, через две недели, передает им землю в аренду, хотя до этого не могла решить вопрос почти два года. Затем выясняется, что энергетиков ввели в заблуждение, ибо им была нужна не аренда — все равно отказываться надо, а требуется объединение, иначе разрешения на строительство не видать, как своих ушей. И мэр заявляет, что это объединение займет еще как минимум полтора года. Сопоставляя все эти факты, здравомыслящий человек начинает понимать, что на самом деле мэрии детские сады вроде бы как и не очень нужны. Тогда что же ей нужно, ибо в любом деянии, даже самом мелком, всегда существует смысл?
Сегодня в очереди на получение места в детском саду в Иркутске стоят 24,7 тыс. детей в возрасте от нуля до семи лет, из них в возрасте от двух до семи, то есть непосредственно нуждающиеся в посещении дошкольного учреждения, – 14,6 тыс. детей. В областном центре неоднократно проводились пикеты и митинги возмущенных родителей, которые не могут выйти на работу, потому что их детям не предоставили мест в детских садах.
Согласно долгосрочной целевой программе «Строительство объектов социальной сферы на 2013–2017 годы», в ближайшие пять лет в Иркутске планируется построить 13 детских садов. В прошлом году было открыто пять детсадов, в этом году ведется строительство еще трех. Мэр города Виктор Кондрашов признает, что этих учреждений будет недостаточно для того, чтобы ликвидировать очередь.
– Составляя программу, мы рассчитывали на число жителей в 585 тыс., но население за последние несколько лет увеличилось на 25 тыс. человек, из которых каждый третий – ребенок, которому нужен детский сад, – заявил градоначальник.
Все эти заявления на фоне истории с бородатым проектом строительства детского сада иркутскими энергетиками выглядят, по меньшей мере, странно. Еще более странно выглядит весьма экстравагантное предложение мэра решать проблему дефицита мест в детских садах посредством возведения пристроек к уже существующим детсадам. «Поскольку свободной земли в городе очень мало, сейчас рассматривается вариант возведения пристроев в тех детских садах, где есть свободный кусок земли», – предложил Виктор Кондрашов.
При этом он не пояснил, как будет осуществляться строительство этих пристроев, при действующем детском саде или с эвакуацией его питомцев в неопределенные места. И как будет решаться вопрос с этими свободными кусками, а вдруг там тоже будет необходимо объединение участков, и что же тогда по пять лет ожидать разрешения на возведение пристройки? И что можно понимать под свободным куском земли у детского сада – детскую площадку или песочницу?
Александрина Дмитриева




SIA.RU: Главное