Новости

Президент выступил за свободу тяги. Владимир Путин готов подумать о ее либерализации

Президент Владимир Путин неожиданно поднял старую тему либерализации рынка локомотивной тяги, которой давно требуют частные железнодорожные операторы. Эту идею не один год успешно блокирует ОАО РЖД, опасающееся потерять на этом около 25% тарифа. Но, по данным источников "Ъ", у либерализации появились новые серьезные лоббисты -- среди них может быть "Трансойл" Геннадия Тимченко и Уралвагонзавод, который планирует выпуск локомотивов.

Вчера Владимир Путин на совещании о развитии нефтехимической промышленности в Тобольске предложил ОАО РЖД "подумать" о либерализации рынка локомотивной тяги. Сейчас почти все локомотивы принадлежат монополии, но частные операторы давно хотят выйти на рынок. Владимир Путин отметил, что "если это сегодня уже смотрится как естественный ограничитель, то нужно подумать о том, чтобы делать дальнейшие шаги", например привлечь "частные деньги -- с соответствующим регулированием, конечно".

Источники "Ъ" среди операторов восприняли слова президента как "позитивный сигнал", но "с большим удивлением". "ОАО РЖД выступает однозначно против либерализации, а очевидных подвижек в обсуждении вопроса в последнее время не происходило",-- говорит один из них.

Сейчас у ОАО РЖД, по данным "Infoline-Аналитики", около 11,3 тыс. локомотивов, тогда как частные операторы имеют максимум по несколько десятков: например, у GlobalTrans их 75 штук, у "Нефтетранссервиса" -- 43, а у "Трансойла" -- 39. В основном эти локомотивы сдаются в аренду ОАО РЖД, операторы могут использовать их на определенных маршрутах на основании разрешений монополии. Они добиваются расширения списка таких маршрутов и закрепления в законе статуса локального перевозчика. Но, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, это крайне невыгодно для ОАО РЖД, поскольку доля локомотивной составляющей в структуре тарифа составляет не менее 25%.

После совещания у Аркадия Дворковича Минтранс и ОАО РЖД официально прорабатывают пилотный проект по конкуренции перевозчиков "за маршрут", а также готовят модель реализации пилота по запуску конкуренции "на маршруте". В ОАО РЖД сообщили "Ъ", что при выборе модели конкуренции также предлагают эксперимент по модели "за маршрут". Но, подчеркивают источники "Ъ" среди операторов, "позиции монополии и частного бизнеса настолько разные, что найти консенсус сложно".

По мнению собеседников "Ъ", "ситуация сдвинулась с мертвой точки, поскольку у либерализации появился серьезный лоббист". Несколько источников "Ъ" сходятся во мнении, что речь идет о "Трансойле" Геннадия Тимченко.

Активную поддержку этой идее, по мнению собеседников "Ъ", мог оказать и государственный Уралвагонзавод, который намерен начать производство локомотивов вместе с американской Caterpillar. Иностранному партнеру нужны гарантии сбыта, а масштабные закупки со стороны ОАО РЖД под вопросом, учитывая возможное сокращение инвестпрограммы.

Егор Ъ-Попов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное