Новости

Потребительская активность ушла на каникулы

Потребительская активность в уходящем году не оправдала ожидания сразу в целом ряде ключевых сегментах торговли и сферы услуг. На стагнацию или снижение спроса жалуются рестораторы, пивоваренные компании, продавцы одежды и даже онлайн-ритейлеры.

В начале декабря Минэкономики предупредило об очередном негативном пересмотре прогнозов роста российской экономики. В частности, ожидаемый рост ВВП по итогам 2013 года снизился с 1,8% до 1,4%, на 2014 год -- с 3% до 2,5%, на 2015 год -- с 3,1% до 2,8%. Одной из причин названо и снижение потребительского спроса в стране. Об ухудшении ситуации на потребительских рынках говорят и отраслевые исследования. Так, по данным центра стратегических исследований онлайн-ритейлера Enter (входит в группу компаний "Связной"), ссылающегося на данные Росстата, за три квартала 2013 года темпы роста розничных продаж в России снизились до 10,8% к аналогичному периоду прошлого года по сравнению с 12% годом ранее. Замедление роста розничных продаж характерно не только для России: например, в Евросоюзе за аналогичный период они снизились с 1,4% до 0,2%, в США -- с 5,3% до 4%, в Китае -- с 14,2% до 13,5%.

Исследовательский холдинг "Ромир" и вовсе называет ситуацию беспрецедентной: впервые за все время наблюдений, то есть с начала 2008 года, потребительская активность в России снижается сразу два осенних месяца подряд. До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика. В минувшем же ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года. При этом если еще в октябре сохранялся хотя бы символический прирост на 3% к аналогичному месяцу 2012 года, то расходы ноября оказались уже на 1% меньше, чем в ноябре 2012 года, а с учетом инфляции -- на все 6,5-7%.

Рестораны не вписались в бюджет

По оценке "Ромира", речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте -- на непродовольственные товары. Между тем снижения показателей продуктовой розницы пока не наблюдается, хотя и тут падают темпы роста. Так, выручка лидера отрасли, "Магнита", в первом квартале выросла на 30,4%, во втором -- на 32,4%, в третьем -- на 29%, хотя за весь 2012 год показала рост 33,6%. "Дикси" по итогам 2012 года нарастила выручку на 43,7%, но уже в первом квартале показатель снизился до 21,9%, во втором -- до 23,3%, в третьем -- до 22,8%. Но на темпы роста давит не только замедление роста доходов населения, но и усиление конкуренции между крупными игроками, указывают ритейлеры.

Снижаются продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0,8%, до 9,8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6,6%, до 113,5 млн дал. Впрочем, основное влияние на продажи, по мнению участников рынка, оказало не снижение покупательской способности, а возобновившийся рост нелегального рынка из-за повышения акциза на крепкий алкоголь: за последние полтора года -- на 57,4%, до 400 руб. за 1 л безводного спирта.

Еще хуже дела у пивоваров. Heineken в отчетности за третий квартал среди факторов, приведших к двузначному снижению российских продаж, отмечает именно снижение потребительских расходов, а Carlsberg одновременно сетует на замедление макроэкономического роста в России.

Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. Выручка "Росинтера", развивающего сети "IL Патио", "Планета Суши", TGI Fridays и Costa Coffee, за девять месяцев упала на 2,6%, до 7,3 млрд руб. Падение в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказалось еще глубже -- на 8,6%, до 2,3 млрд руб. Сетевые заведения в большей степени ориентированы на трафик, и лояльность посетителей в них ниже, чем в авторских, объясняет гендиректор Ginza Project Яна Песоцкая. По ее оценкам, размер среднего чека уменьшился в этом году примерно на 10%.

Россияне не рвутся за покупками

Спрос потребителей снижается также в одежном и обувном ритейле, подтверждают собеседники "Ъ". В консалтинговой компании Esper Group основной причиной называют сокращение потребительского дохода. В целом люди по-прежнему ходят в магазины, но при сохраняющемся трафике количество клиентов сократилось на 15-20%, число позиций в чеке -- на 24%, а выручка в номинальном выражении в среднем выросла лишь на 3,6% (данные в среднем по 50 игрокам масс-маркета в 40 городах России за январь--ноябрь 2013 года).

Замедляется даже бурно растущий в последние годы рынок интернет-торговли. По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики, в 2012 году объем онлайн-ритейла достиг почти 285 млрд руб., что на 28% больше 2011 года. Но уже в 2013 году рост ожидается лишь на уровне 22%. Темпы роста замедляются в целом на розничном рынке -- офлайн и онлайн,-- считают в интернет-гипермаркете Ozon, при этом происходит перераспределение между категориями. Так, сокращаются покупки ноутбуков, но увеличиваются -- бытовой техники, Hi-Fi и планшетов, замедляется рост продаж художественной литературы на русском, но растет нехудожественная, учебная, иностранная литература, приводит примеры представитель Ozon Мария Назамутдинова.

Экономия дошла до квартиры

Снижение спроса заметно не только на продажах товаров повседневного потребления. По итогам 2013 года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизятся на 5,1%, оценивает Ассоциация европейского бизнеса. Падает спрос на автомобили бюджетного сегмента, который сильнее зависит от общей макроэкономической ситуации, в то время как премиальный сегмент и SUV (кроссоверы и внедорожники) держатся на стабильно высоком уровне, рассказал главный управляющий директор ГК "Независимость" Оскар Ахмедов. По данным аналитика "ВТБ Капитала" Владимира Беспалова, продажи в сегменте седанов классов B и C снизятся на 20%, но это будет компенсировано десятипроцентным ростом сегмента внедорожников, а также премиальных марок Mercedes и BMW.

Заметно снизившуюся потребительскую активность винят в неудачном летнем сезоне и туроператоры. Минувшим летом туроператоры сработали в минус на основных пляжных европейских направлениях -- греческом, кипрском, болгарском, хорватском и в меньшей степени испанском. Статистика выезда россиян за рубеж фиксировала продолжающийся рост турпотока в эти страны, но это значит лишь то, что туроператоры искусственно стимулировали спрос, продавая туры на уровне себестоимости или даже ниже. Более показательны в этом отношении европейские экскурсионные направления, на которых не так сильна ценовая конкуренция. Так, число россиян, побывавших в Финляндии, в июне увеличилось всего на 1%, до 57,2 тыс. человек, хотя в следующие летние месяцы прирост был чуть выше -- 5-9%, до 77,9-83,9 тыс. человек. Для сравнения: летом 2012 года ежемесячный прирост варьировался от 11% до 27%. Схожая ситуация наблюдалась этим летом и в Австрии: в июне и августе турпоток вырос всего на 1%, до 29,9 тыс. и 40,6 тыс. россиян соответственно, в июле -- на 6%, до 38,9 тыс. Год назад летом прирост составлял 11-27% в зависимости от месяца.

Наконец, стагнация спроса дошла и до продаж жилья, причем на рынке первичной недвижимости он пока сопровождается активным ростом предложения, говорят опрошенные "Ъ" эксперты. Так, с января по ноябрь этого года на рынке Москвы появился 21 новый объект, большая часть из которых относится к экономклассу, при этом спрос оказался на 5% ниже прошлогоднего показателя, отмечает гендиректор "Метриум Групп" Мария Литинецкая. Цены на жилье экономкласса в этих условиях снизились примерно на 6%, а стоимость элитного жилья, напротив, на 6% выросла, отмечает руководитель департамента аналитики и консалтинга компании "НДВ-Недвижимость" Елизавета Гудзь. Стагнация спроса наблюдается и на вторичном рынке, утверждают в "Инкоме". Общий объем предложения квартир в этом сегменте в Москве на конец ноября составил, по данным компании, 41,6 тыс., что на 6,3% ниже аналогичного периода 2012 года. Те же тенденции отмечаются в Санкт-Петербурге, говорит аналитик отдела консалтинга и оценки компании Maris Елена Прозорова. Кроме того, по ее словам, в Петербурге спрос и предложение сместились к окраинам города, где цены ниже на 20-25%.

Отдел потребительского рынка 


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное