Как оценили кризис участники Гайдаровского форума
Слово "ловушка" -- в смысле ограничений, которые не позволяют России выйти на новый уровень развития,-- на Гайдаровском форуме, организованном Российской академией народного хозяйства и государственной службы, первым произнес премьер Дмитрий Медведев. Он говорил о ловушке среднего уровня доходов: при достижении определенной планки валового внутреннего продукта темпы экономического роста зависают. Это может привести к проблемам конкуренции как с развитыми экономиками, которые обладают высококвалифицированной рабочей силой и экспортируют технологические инновации, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров.
Вообще на фоне глобального кризиса ситуация в России выглядит стабильной, убеждал премьер: экономика растет, бюджет сбалансирован, госдолг и безработица невелики, инфляция под контролем. "Наши сегодняшние проблемы не являются результатом ошибок прошлого. Напротив, это скорее следствие достаточно успешной реализации экономической политики последних 10-12 лет!" -- к такому парадоксальному заключению пришел Медведев.
Проблемы выглядят так: рост ВВП в 2013 году, по разным оценкам, на 1,3-1,5%, прогноз на 2014-й -- 2-2,5%; рост промпроизводства в 2013 году -- 0,1% (оценка главы Минэкономики Алексея Улюкаева). И все это на фоне нефти дороже $100 за баррель.
Вторая ловушка, в которую угодила Россия,-- стагфляция, резкое замедление экономического роста, которое сопровождается всплеском инфляции. Зампред ЦБ Ксения Юдаева первой среди российских высокопоставленных чиновников поставила стране этот диагноз. Ловушка стагфляции в том, что при низких темпах роста опасно ужесточать денежно-кредитную политику (легко впасть в рецессию), ослаблять ее тоже нельзя -- раскрутишь инфляцию.
О третьей ловушке говорил генсек ОЭСР Анхель Гурриа -- это пресловутая сырьевая зависимост. Доля нефтегазового экспорта в структуре совокупного экспорта в 2013 году превысила 70%. Всемирный банк даже констатировал, что экономика России гораздо менее диверсифицирована, чем советская.
Четвертая ловушка -- пенсионно-демографическая. Ее тоже обозначил в первый день форума Дмитрий Медведев: "Доля экономически активного населения постепенно сокращается, и эта тенденция, вероятно, сохранится на ближайшие годы". В этих условиях будет трудно обеспечивать пенсии.
Вопрос о том, что с ними делать, возникал на протяжении всего мероприятия. Министр финансов Антон Силуанов заявил, что необходимо вновь вернуться к повышению пенсионного возраста -- без этого не сбалансировать пенсионную систему, дефицит которой уже составляет более 1 трлн руб. в год. И, по разным оценкам, может вырасти до астрономического уровня в течение одного-двух десятилетий.
Силуанову возразил министр труда и соцзащиты Максим Топилин: так делать нельзя, у нас и без того невысокая продолжительность жизни.
Что делать? Дополнительная налоговая нагрузка на тех, кто все еще выплачивает и получает белые зарплаты, окончательно замедлит экономику. Повышать нагрузку на сырьевые отрасли тоже не выход.
Это пятая ловушка: чрезмерное налоговое давление на сырьевую отрасль плохо сказывается на инвестициях в нее. Вице-президент ЛУКОЙЛа Андрей Гайдамака говорил, что надо повысить гибкость системы налогообложения, чтобы стимулировать применение новых технологий бурения скважин для добычи нефти. Минэнерго работает в этом направлении: до конца года планируется принятие налога на финансовый результат для нефтяных компаний. Глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что сейчас с ЛУКОЙЛом, "Сургутнефтегазом", "Башнефтью" и "Татнефтью" ведутся переговоры о пилотных проектах по введению налога на добавленный доход на отдельных месторождениях.
Риторика и не только
"Даже состояние депрессии больше помогает выйти из него (кризиса.-- "Деньги"), чем затянувшееся нахождение в равновесном состоянии. Оно может быть очень опасно для нас",-- предупреждал в первый день форума вице-премьер Игорь Шувалов. О том же говорил Улюкаев в сентябре: "Мы не на пороге кризиса, мы в состоянии стагнации. И с моей точки зрения, это хуже. Потому что кризис -- это ситуация, в которую входишь и из которой выходишь. А стагнация -- это ситуация с труднопредсказуемыми последствиями".
А замглавы Минэкономики Андрей Клепач -- тот самый, который первым из российских чиновников год назад открыто заговорил об угрозе стагнации,-- заспорил с коллегой из ЦБ. В отличие от Юдаевой Клепач считает, что стагфляции нет. Однако есть соответствующие "риски или угроза, если темпы экономического роста будут замедляться дальше". Проще говоря, разница лишь в оттенках пессимизма.
Разница в отношении к происходящему аудитории форума была еще более ощутимой. Это заметно даже по хештегам форума в соцсетях: региональные чиновники и помощники депутатов Госдумы восторженно писали о форуме как о вехе, которая позволит России выйти наконец на новый уровень. А представители бизнес-ассоциаций и в твиттере, и на кофе-брейках были скорее скептичны: "Кризис неизбежен, это мы уже поняли. Что дальше?"
В настроениях чувствовалась и двойственность: с одной стороны, на макроуровне "все плохо", с другой стороны, на микроуровне (на уровне региона, направления или ведомства) все еще можно что-то делать, были бы желание, мотивированная команда и отсутствие противодействия извне.
Победы на местах
Отдельным регионам тоже было чем похвастаться. Татарстан на нынешнем форуме преподносили как новую историю успеха (в конце концов, невозможно из года в год обсуждать одно только "калужское чудо"). Президент республики Рустам Минниханов во второй день форума принимал участие в пленарной дискуссии Doing Business in Russia 2.0, выступал на собственной панельной дискуссии "Татарстан: создавая будущее", дал большое интервью телеканалу "Вести-24". Говорил он об опыте развития инфраструктурных объектов республики, например технополиса "Химград", выручка которого в 2013 году составила 15 млрд руб. (при 225 зарегистрированных резидентах и 6700 рабочих мест). Есть в республике и другие промышленные инновационные площадки: IT-парки в Казани и Набережных Челнах, ОЭЗ "Алабуга". Предприятия, работающие на этих площадках, в 2013 году произвели продукцию на 95 млрд руб.
Секрет успеха, по словам Минниханова, прост -- нужно облегчить условия ведения бизнеса (сократить сроки получения документов, снизить ставки подключения к инженерным сетям и т. д.).
Полностью скопировать татарский опыт не удастся, но что-то можно и позаимствовать: губернатор Калужской области Анатолий Артамонов признался, что ему приглянулась татарская система электронного документооборота. А ульяновский губернатор Сергей Морозов (еще одна история успеха) рассказал о планах построить по модели татарского "Иннополиса" авиационный "Аэротрополис".
В государственно-частном партнерстве бизнесу нужны гарантии исполнения обязательств власти, поэтому имеет смысл это самое проектное управление каким-то образом формализовать, узаконить. Такой опыт есть в Белгородской области: там созданы региональные и муниципальные проектные офисы, проработана даже специальная нормативная база. Теперь госпрограммы должны будут рассматриваться как портфели проектов с показателями эффективности.
Поработать не пробовали?
Совпадение или нет, но спустя несколько дней после завершения Гайдаровского форума стало известно, что ведомство Алексея Улюкаева направило в правительство проект переработанной концепции первоочередных мер социально-экономического развития, по сути, антикризисной программы. Предыдущая версия была одобрена летом 2013 года, предполагала в основном бюджетно-кредитную поддержку в разных формах. А эксперты, с которыми "Деньги" тогда обсуждали концепцию, называли ее недостаточно действенной, явно избегая слова "пустая".
Теперь, по сведениям газеты "Ведомости", раздобывшей документ, Минэкономики собирается поддерживать экспорт, инвестиционную активность предприятий, конкурентоспособность несырьевой продукции и человеческий капитал. Сокращать издержки монополий, чтобы сдержать рост тарифов. Развивать государственно-частное партнерство. Экономить бюджетные средства через развитие пенсионной системы, повышение эффективности госрасходов и сокращение штатов. Вывести малый бизнес из тени с помощью налоговых и регулятивных мер, в частности двухлетних налоговых каникул для новой компании и запрета на проверки. И вообще исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства, кроме случаев сговоров по ценам и на торгах.




SIA.RU: Главное