ЦСР, исследовавший проблемы моногородов по заказу "Базового элемента", структуры которого являются образующими для многих из них (в том числе Пикалево), проводил исследование в 18 моногородах (более 25% занятости в поселении у одного работодателя или более 50% промышленного выпуска на его территории -- определение Минрегиона) и поселениях с монопродуктовой промышленностью (близкие показатели) в 2013 году. В основном изучение велось через глубинные интервью -- от населения и профсоюзов до менеджмента "монопредприятия" и местных администраций. По результатам исследования ЦСР предлагает разделить 342 моногорода (в "кризисном списке" -- 56 из них) на ключевые типы, исходя из перспектив экономики самого поселения и градообразующего предприятия. Для большей части моногородов главным риском являются проблемы предприятия-работодателя, но характерны динамичность экономики и города, и предприятия (к таким ЦСР относит Ачинск, Кандалакшу, Волхов, Североуральск). Вторую категорию отличает сочетание неблагополучности двух взаимозависимых экономик (Надвоицы, Ярославский, Жирекен). Более интересно существование городской и корпоративной экономики в "противофазе": к моногородам, в которых динамичный потенциал городской экономики сочетается с проблемами на градообразующем предприятии, ЦСР относит Пикалево, Селенгинск, Бокситогорск, Полевский, Кондрово, в перспективе (за счет ухудшения корпоративной части) -- Краснотурьинск и Каменск-Уральский. Наконец, обнаружены и моногорода, где динамичная корпоративная экономика соседствует с деградирующей городской -- к этому типу ЦСР относит Белогорск, в перспективе готово отнести Сорск.
В городах с двумя благополучными компонентами (это, видимо, большинство моногородов РФ) наиболее вероятны, по мнению ЦСР, сценарии постепенной (без внешних стимулов) диверсификации экономики. Для динамичных городов с деградирующим предприятием предполагается меньшее число сценариев, предпочтительным считается сохранение и поддержание статуса моногорода. Для деградирующих городов с динамичным предприятием, полагают в ЦСР, практически необходима федеральная поддержка. Наконец, только для моногородов с одинаково депрессивными городскими и корпоративными составляющими экономики выбор, собственно, состоит между физическим закрытием и экстренными мерами по поддержанию существования поселения.
Главный тезис ЦСР: физическое закрытие, ликвидация моногородов имеют смысл лишь как единичное решение для 20% из них. Для этой группы более показано "управляемое сжатие" местной экономики с переселением 40-60% населения, консервацией или ликвидацией предприятия. Оценка ЦСР стоимости таких мероприятий на 2014-2016 годы в отношении этой группы -- от 20 млрд до 35 млрд руб. при стоимости ликвидации моногородов с полным переселением 120 млрд руб.
Новости
Центр стратегических разработок рекомендует тратиться на закрытие моногородов в исключительных случаях
"Базовый элемент" представил вчера сделанное по его заказу исследование Центра стратегических разработок (ЦСР), посвященное возможным стратегиям работы органов власти с моногородами. Выводы работы нестандартные: примерно для 45% моногородов "кризисного списка" рекомендуется недорогая программа создания индустриальных парков, в 20% моногородов следует применить технологию "управляемого сжатия", что обойдется в 20-35 млрд руб.-- это в пять-шесть раз дешевле их ликвидации, показанной лишь в единичных случаях. Для оставшихся 35% имеет смысл недорогое точечное решение проблем стоимостью 1,5-2 млрд руб. до 2016 года.
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



