Блицинтервью
-- Как ЕС отреагирует на референдум в Крыму?
-- Мы зашли в тупик из-за бесконечных споров о легитимности: Москва не признает власти в Киеве, а Запад -- в Крыму. Это затрудняет политическое решение. Боюсь, что итоги референдума усилят дипломатическую изоляцию РФ и обернутся новым кризисом между Москвой и Западом. В ближайшие месяцы нам придется заново определять модель отношений России и ЕС, которым грозит ухудшение. Изменится ситуация и на постсоветском пространстве. Если Москва выиграет Крым, она потеряет Украину и разрушит проект Таможенного союза.
-- Каких санкций со стороны ЕС может ждать Москва?
-- Пока санкции не введены: заявления о приостановлении визовых переговоров и подготовки саммита G8 формально нельзя расценить как санкции. Но они свидетельствуют о стремлении ЕС и США продемонстрировать решимость.
Санкции -- дело сложное. Во-первых, их нельзя ввести за один день. Во-вторых, их необходимо согласовывать между союзниками. И в-третьих, любые меры против РФ неизбежно обернутся ответными санкциями. А это грозит эскалацией конфликта, хотя в такой эскалации не заинтересованы ни Москва, которая подорвет свою репутацию в глазах мировых инвесторов, ни ЕС, который зависит от поставок российских энергоносителей.
Санкции, если их примут, вначале будут носить дипломатический характер, они затронут, например, статус России в "восьмерке". Затем могут последовать точечные запреты на выдачу виз ряду россиян.
-- Военные меры исключаются?
-- О военных мерах никто не говорит, но это не значит, что о них не думают. Мы столкнулись с взрывоопасной ситуацией, в которой и для России, и для Запада на карту поставлено все, поэтому перспективы военного вмешательства могут обсуждаться, но не вслух -- тем более что Украина не член НАТО. В альянсе наверняка пристально следят за тем, как Россия поведет себя в Крыму и выйдет ли она за его пределы.




SIA.RU: Главное