Начальник управления структурирования контрактов и ценообразования "Газпром экспорта" СЕРГЕЙ КОМЛЕВ о ценовой политике "Газпрома" на рынке ЕС.
-- В прошлом году "Газпром" существенно нарастил экспорт в Европу, снизив цены. Компания постепенно отходит от принципа "меньше объем, выше цена"?
-- Безусловно, долгое время нам твердили, что "Газпром" должен снижать цену, тогда он вернет себе долю, которую потерял в 2012 году из-за того, что норвежцы согласились на изменение модели ценообразования. Но надо понимать, что природный газ -- это товар особый и эластичность спроса по цене крайне низка. В Европе до 60% газа используется для отопления помещений, и если наступила холодная погода, то вы будете закупать газ просто потому, что холодно, сколько бы он ни стоил.
-- Цены определяются не спросом и предложением?
-- Нет, ценообразование на газ в Европе не основано на спросе и предложении. Основная масса контрактов идет с нефтяной индексацией, в импорте газа их доля составляет 75%. Есть и остаточный, балансирующий сектор, где цена реагирует на краткосрочные соотношения спроса и предложения. Но уровень цены в этом секторе тоже в целом определяется ценами долгосрочных контрактов. Сколько будет стоить газ в Европе на основе спроса и предложения? Скорее всего, цена будет ниже, так как цены хабов не учитывают премию за надежность и гибкость, которая заключена в долгосрочных контрактах. Но какая будет цена, никто не знает.
-- Почему вы не хотите продавать ваш газ на хабах, зачем вам поддерживать нынешнюю гибридную систему?
-- Здесь второй момент возникает, который тоже надо учитывать. Сегодня мы, строго говоря, не являемся клиентами антимонопольных органов ЕС по той простой причине, что у нас другое ценообразование, которое не связано со спросом и предложением. Но как только мы перейдем на спот, то сразу возникнет ситуация, когда мы окажемся в положении доминирующего поставщика, теоретически способного монетизировать свое доминирование.
-- Это уже так. Вы можете манипулировать ценами на своих монопольных рынках Восточной и Южной Европы.
-- В том-то и дело, что мы не можем манипулировать ценами, потому что они определяются котировками мировых цен на нефтепродукты, влиять на которые мы не можем, а на хабах мы почти не торгуем. Во-первых, если мы перейдем на спот, то нас затаскают по судам, любое действие станет предметом пристального изучения со стороны антимонопольных органов ЕС. На следующий день после перехода на спот Еврокомиссия выкатит требования: "Газпром", если хочет поставлять в Европу, должен быть разбит на 10 или 15 компаний. Второе: если наши цены привязаны к хабу, то take-or-pay теряет экономический смысл. Покупатель не только может взять любой дневной объем и потом перепродать его на хабе -- он даже заинтересован в этом, потому что это ведет к снижению уровня цен и может обесценить весь портфель поставщика на следующий день поставки.
Новости
"Европа зависима от импорта газа и ничего с этим сделать не сможет"
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



