Звездно-полосатый реванш
Американская экономика выздоравливает. По апрельским прогнозам МВФ, рост ВВП США в 2014-м ожидается на уровне 2,8%. Это выше, чем в 2013-м (1,9%). Безработица практически достигла предкризисного уровня -- 6,7% в марте 2014-го (против 7,5% годом ранее, на пике -- в октябре 2009-го -- 10%). Постепенно снижается дефицит торгового баланса: в 2013 году он был самым низким с кризисного 2009-го, когда резко обвалился импорт. Выручает в основном нефтяной компонент дефицита -- за январь-февраль 2014-го он сократился до $39 млрд с $45 млрд годом ранее. Немудрено: добыча нефти выросла с 5 млн баррелей в день (мбд) в середине 2000-х до более чем 8 мбд сейчас (последний раз такой уровень был в конце 1980-х). Импорт нефти упал с 12 мбд в середине 2000-х до сегодняшних 5 мбд. США становятся энергетической супердержавой.
На этом оптимистичном фоне ФРС, возглавляемая недавно назначенной Джанет Йеллен, сворачивает сверхмягкую монетарную политику количественного ослабления (QE). Покупки активов с рынка уже сократились до $55 млрд в месяц (начальный уровень $85 млрд) и будут сокращаться впредь. И все же ФРС явно боится спугнуть рост -- она отказалась от целевого уровня безработицы (6,5%), ранее бывшего критерием старта роста ставок, и вовсе убрала ориентир по инфляции (ранее ФРС указывала на то, что ставки останутся низкими, пока прогнозы по инфляции на год-два будут оставаться ниже 2,5%). Вместо всего этого для принятия решений по ставкам ФРС будет использовать широкий спектр показателей. В общем, монетарные власти развязали себе руки и убрали жесткие целевые ориентиры.
Это вызывает беспокойство. Джордж Сорос уже играет на понижение американского индекса S&P500 (достигшего исторического максимума в начале апреля), считая котировки акций завышенными. Другие гуру рынка, например Джон Хассман (глава Hussman Investment Trust) и Сет Кларман (глава Baupost Group), тоже считают, что благодаря сверхмягкой политике ФРС на рынках образовался пузырь. Особенно он очевиден среди интернет-компаний и в биотехнологическом секторе.
Все хорошо, прекрасная Европа!
Американский оптимизм заразил и Европу. 2013-й стал годом успокоения еврокризиса. В первом квартале 2014-го эта тенденция получила развитие. Среднее значение индекса деловой активности в промышленности еврозоны PMI, основанного на опросе менеджеров по закупкам, в первом квартале 2014-го составило 53,4 (значение выше 50 говорит о росте деловой активности, ниже 50 -- о падении). Это лучший показатель со второго квартала 2011 года, кануна острой фазы еврокризиса. Даже отстающие подтягиваются: например, во Франции индекс PMI Composite в марте вырос до 51,8 (максимум за 31 месяц). Экономика периферийных стран еврозоны тоже восстанавливается. Согласно прогнозам Еврокомиссии, в 2014-м ВВП снизится только на Кипре и в Словении, в целом МВФ прогнозирует рост ВВП еврозоны на 1%. Даже ВВП Греции в 2013 году упал всего на 3,7%, а в 2014-м ожидается рост на 0,6%.
Гособлигации периферии, из которых инвесторы бежали в 2011-2012 годах, теперь раскупаются как горячие пирожки. Так, доходность пятилетних гособлигаций Испании в начале апреля упала -- впервые с 2007-го -- ниже доходности пятилетних казначейских обязательств США. Даже греческие гособлигации стали низкодоходным активом. Доходность "десятилеток" упала ниже 6% (минимум с 2009-го), хотя, конечно, язык не поворачивается назвать этот актив "надежным".
Угроза дефляции может заставить ЕЦБ перехватить эстафетную палочку у ФРС и пойти на смягчение монетарной политики. Ведь в условиях дефляции у отягощенных долгами европейских государств, домохозяйств и бизнеса нет возможностей для роста.
Тем более что фундаментальные причины, породившие еврокризис, никуда не исчезли. ЕЦБ просто пообещал залить их деньгами, и рынок этим обещаниям поверил. И пока верит. Но дефициты, долги и безработица не пропали.
Китайские "шанхаи"
В китайской экономике за последние годы накопилась масса дисбалансов; высочайший рост, который показывал Китай за последние 20 лет, неустойчив. Основной риск, как уже не раз писали "Деньги",-- резкое замедление, "жесткая посадка", губительная для всей мировой экономики.
Макростатистика, поступающая из Китая, не радует. Так, публикуемый HSBC индекс PMI Manufacturing (хорошо коррелирующий с темпами роста ВВП) демонстрирует резкое снижение деловой активности -- до 48,0 в марте (восьмимесячный минимум). Цель правительства по росту ВВП в 2014 году на уровне 7,5% вряд ли будет достигнута. Данные за первый квартал 2014-го пока не обнародованы, однако экономисты, опрошенные CNNMoney, склоняются к тому, что рост не превысит 7,3%. Впрочем, к китайской статистике экономисты относятся со скепсисом. Сам нынешний премьер КНР Ли Кэцян, если верить Wikileaks, называл в свое время цифры ВВП рукотворными и недостоверными.
Любые цифры ВВП из Китая следует подвергать проверке. А проверка выявляет проблемы. Так, потребление электричества промышленностью за первые два месяца 2014-го выросло всего на 4,2% к соответствующему периоду прошлого года. Потребление топлива и вовсе снизилось -- нефти на 1,8%, дизтоплива на 2,9%, авиатоплива -- на 8%. Темпы роста инвестиций в январе-феврале упали до 17,9% (минимум с декабря 2002-го), промышленного производства -- до 8,6% (9,7% в декабре), розничной торговли -- до девятилетнего минимума в 11,8% (13,6% в декабре).
Все это происходит на фоне резкого охлаждения рынка недвижимости. Обвала цен пока нет, но с ликвидностью уже возникают сложности. Так, объем продаж на первичном и вторичном рынке недвижимости Пекина упал в марте до 7252 сделок, что на 75% ниже объема сделок в марте 2013-го. Многие девелоперы -- в Пекине и не только -- предлагают скидки в 15-20%. В отрасли огромное перепроизводство: по данным Nomura, на городского жителя в Китае уже приходится 37 кв. м площади против 35 в Японии, 33 -- в Великобритании и 22 -- в России. При этом 75,6% всего жилого фонда построено совсем недавно, позднее 2000 года. Цены же на жилье в китайских городах одни из самых недоступных в мире (по данным numbeo.com).
А ведь жилищное строительство было в последнее время серьезным драйвером роста экономики. Это 26% всех инвестиций в 2013 году.
Реализация сценария "жесткой посадки" Китая в 2014 году (рост ВВП ниже 5%), по расчетам Societe Generale, "вычтет" из глобального роста 1 п. п. (апрельский прогноз МВФ по глобальному росту в 2014-м -- 3,7%). Косвенные же последствия (например, массовая распродажа активов развивающихся рынков) могут быть не менее болезненными. Тяжело придется и России: по прогнозу Barclays, в случае снижения темпов роста ВВП Китая до 3% цены на нефть могут опуститься до $70 за баррель.




SIA.RU: Главное