Новости

Как российские инвесторы зарабатывают на американских фильмах

Российские инвесторы отчаялись заработать на отечественном кино и устремились в Голливуд. Там успех тоже не гарантирован, зато практически отсутствует риск потерять все вложенное, а шансы преуспеть велики. Впрочем, существенно выше и цена входа в бизнес.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Среди голливудских премьер этого года -- "Город грехов-2. Женщина, ради которой стоит убивать" Роберта Родригеса, мультфильм "Пророк", озвученный Сальмой Хайек, "Белки" (фильм ужасов), исторический фильм "Батори" с российской актрисой Светланой Ходченковой в главной роли, "Ограбление по-американски" с Эдрианом Броуди, "Заразы" с Элайджей Вудом. Спросите: что общего у этих фильмов? Российские продюсеры. В "Город грехов" частично вложился Александр Роднянский. "Пророка" софинансирует российский сенатор и нефтедобытчик Леонид Лебедев (формально -- его дочь Юлия, глава американской продюсерской компании Code Red Productions). "Белок" -- проект компании "Базелевс" Тимура Бекмамбетова, а сразу три фильма -- "Ограбление по-американски", "Заразы" и "Батори" -- финансирует Enjoy Movies, в России известная дешевой, но кассовой продукцией с участием героев Comedy Club.

Список голливудских инвесторов российского происхождения, таким образом, расширяется. Роднянский, Бекмамбетов и Лебедев в этом бизнесе уже не первый год. Фонд Rodnyansky Production участвовал в съемках фильмов "Мачете убивает", "Козы", "Облачный атлас" и "Машина Джейн Мэнсфилд". Компания Леонида Лебедева успела снять Орландо Блума в фильме "Хороший доктор" и выпустить картину "Уважаемые белые люди". Тимур Бекмамбетов вообще серьезно обосновался на голливудских холмах: после успешной режиссуры "Особо опасен" с Анджелиной Джоли он вместе с Тимом Бертоном выступил продюсером громких и прибыльных голливудских картин -- мультфильма "Девять", кинофильмов "Авраам Линкольн: охота на вампиров" и "Фантом".

Новичок -- Enjoy Movies. Одна из самых коммерчески успешных кинокомпаний в России рассчитывает на мировой успех. "Эти фильмы должны стать на порядок прибыльнее всех наших российских проектов",-- уверен продюсер Enjoy Movies Георгий Малков. Причем решение о выходе на американский рынок компания приняла несмотря на то, что с прошлого года имеет доступ к невозвратным средствам Фонда кино.

Работа со зрителями

Enjoy Movies, появившейся в 2010 году, долго не находилось места в небольшом списке мейджоров (крупнейшие кинокомпании), получающих невозвратные средства от Фонда кино. "Мы с завистью смотрели на кассовые российские фильмы того времени -- "Ирония судьбы. Продолжение", "Адмирал", "Дневной дозор", "9 рота" -- и понимали, что не можем позволить себе такие производственные бюджеты,-- рассказывает Малков.-- Если нет невозвратных денег от инвесторов, ты вообще мало что можешь себе позволить на российском рынке". Поэтому, по словам Малкова, решили работать с тем, что есть,-- и в плане денег, и в плане аудитории.

Тешили себя инвесторы осознанием причастности к большому искусству или нет, неизвестно, но госструктуры на этот счет иллюзий не имели. Предыдущий глава Фонда кино Сергей Толстиков не включил Enjoy Movies в список мейджоров, которые получат поддержку, не желая иметь отношение ни к "беременному" Михаилу Галустяну, ни к Галустяну в виде "того еще Карлсона". "Говорил, что мы не просвещаем зрителя,-- усмехается Малков.-- Что у нас фильмы низкопробные. Об этом же нам, что особенно возмутительно, говорят и телепродюсеры, благодаря госденьгам появляющиеся на рынке кинопроизводства. Сами же своими сериалами сформировали нашу аудиторию, а теперь обвиняют нас в том, что мы с ней работаем".

Впрочем, после того как Фонд кино возглавил Антон Малышев, Enjoy Movies все-таки попала в список мейджоров -- получателей субсидий. Денег, по словам Малкова, дадут в два-три раза меньше, чем конкурентам, но и то хлеб. "С поддержкой фонда у нас будет ряд проектов совсем не комедийного жанра",-- обещает он. И тем не менее приоритетом компания считает Голливуд: помимо трех фильмов, готовящихся к релизам, в портфеле еще около пяти.

Добившись успеха на убыточном российском кинорынке, Enjoy Movies надеется стать первым успешным российским продюсером и в Голливуде. "Там серьезный бизнес, большая благодарная аудитория, выход в международный прокат,-- перечисляет Малков.-- Не сказать, что российские продюсеры как-то этим пока пользовались, а мы воспользуемся".

Как закалялся продюсер

Первым успешным русским продюсером Малкову в Голливуде, конечно, не стать -- это место занял Тимур Бекмамбетов. Другие коллеги по цеху столь рьяный оптимизм тоже оценивают скептически. "Не важно, где ты продюсируешь фильм, в Америке или России, шансы на успех одинаковые,-- утверждает Леонид Лебедев.-- Да, многое зависит от твоего опыта как продюсера, умения выбрать правильный сценарий и нужного режиссера, от правильного момента для съемок и идеального маркетинга. Но в любой момент тебя все равно может постичь неудача".

Лебедев честно признается, что так было с первым его голливудским фильмом "Хороший доктор", "сборы которого не поднял даже великий Орландо Блум". На производство было потрачено около $7 млн, а киносборы не дотянули даже до $1 млн. "Это в том числе моя ошибка,-- кается Лебедев.-- Я видел, что прекрасный режиссер из Ирландии Лэнс Дейли снимает отличное кино. Но европейское, не американское. В нем много диалогов и мало динамики. Я должен был его остановить, нацелить на кассовое, а не авторское кино, а если не удалось бы, высказав огромное уважение, заменить другим режиссером. Но я этого не сделал. Не то чтобы жалею, но в следующий раз буду умнее".

Другой голливудский проект Лебедева и его дочери Юлии -- недавно вышедший фильм "Уважаемые белые люди" -- такими убытками уже не грозит. В прокате картина собрала $1 млн -- всего половину бюджета,-- но ею заинтересовались американские телеканалы. Если переговоры о продаже прав увенчаются успехом, то по мотивам основного сюжета фильма -- истории жизни четырех чернокожих студентов -- будет сниматься большой телесериал.

Лебедев не послушал друга и все же создал в 2007 году кинокомпанию "Красная стрела" для работы на российском рынке. Впрочем, он вполне отдавал себе отчет, что это "скорее хобби, нежели бизнес". Действительно, ни один из десяти вышедших в прокат кинофильмов не стал суперуспешным. "Конечно, были безубыточные проекты: "Стиляги" собрали в прокате $17 млн, "Географ глобус пропил" собрал $4,5 млн при бюджете $3 млн,-- говорит Лебедев.-- Но прибыль, как известно, достается кинотеатрам, а инвестор, если выходит в ноль, уже счастлив".

Голливудская эффективность

"За прошлый год 59 вышедших отечественных фильмов собрали $257,64 млн,-- делится статистикой Александр Семенов, главный редактор журнала "Кинобизнес сегодня".-- Ровно столько, сколько создатели потратили на их производство. Если учесть, что половина киносборов оседает в кинотеатрах, то инвесторам досталось в два раза меньше того, что они вложили". Заработали, как обычно, только мейджоры. Кинокомпаниям "Нон-стоп Продакшн" Роднянского и "Арт Пикчерс" Дмитрия Рудовского и Федора Бондарчука большую часть прибыли принес фильм "Сталинград", ставший абсолютным чемпионом кассовых сборов ($52 млн при бюджете $30 млн). Компания "ТаББак" Тимура Бекмамбетова заработала на привычно успешных "Елках" ("Елки-3" собрали $38 млн при бюджете $5 млн) и звездном "Горько!" ($25,5 млн при бюджете $1,5 млн), студия "ТриТэ" (совместно с ВГТРК) Никиты Михалкова -- на фильме "Легенда 17" ($30 млн при бюджете $10 млн).

Основу прибыли традиционно составляют дотации Фонда кино: в прошлом году они превысили $70 млн. Единственное исключение в приведенном выше списке успешных кинодеятелей -- Тимур Бекмамбетов. В его доходах дотации составляют малую долю, основная часть -- за счет рынка. Неудивительно, что Бекмамбетову и в Голливуде сопутствует успех. Мультфильм "9" при бюджете $30 млн собрал по всему миру более $50 млн, еще около $10 млн принесла продажа прав на DVD, немногим меньше -- продажа прав кабельным телеканалам. Вполне успешными были и два других его фильма -- "Авраам Линкольн: охотник на вампиров" и "Фантом". Инвестиции Бекмамбетова и его партнеров в России и Америке приносят примерно одинаковый доход. И только из-за более высокой цены входа в американскую киноиндустрию в России Бекмамбетов реализует одновременно десятки проектов, а в Голливуде -- пока единицы.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное