Новости

Россияне только учатся пользоваться кредитными картами с выгодой для себя

Банк «Ренессанс Кредит» подсчитал, у каких банков кредитки используются клиентами в основном в грейс-период. «Победителями» стали преимущественно «иностранцы» — Райффайзенбанк, Ситибанк и ЮниКредит Банк, а также «примкнувший» к ним Банк Москвы.

Согласно исследованию банка «Ренессанс Кредит», предоставленному порталу Банки.ру, наиболее активно кредитную карту в грейс-период используют клиенты Райффайзенбанка — у него 85,1% кредитных карт приходится на «грейсеров» при чистом портфеле кредиток объемом 11,6 млрд рублей (на 1 января 2014 года).

На втором месте с большим отрывом Ситибанк — 54,9% его клиентов в основном «грейсят» карты. При этом чистый портфель кредитных карт банка на начало текущего года равнялся 14,8 млрд рублей.

«Бронза» у Банка Москвы — в его портфеле объемом 5,8 млрд рублей 43,9% карт находятся у «грейсеров».

Четвертое место у ЮниКредит Банка — 40,5% кредитных карт банка используются держателями в льготный период кредитования. Чистый портфель кредиток банка составляет 4,8 млрд рублей.

Замыкает пятерку лидеров Росбанк с показателем 37,2% карт, «гоняемых» в грейс-период при объеме портфеля в 17,3 млрд рублей.

При этом банк «Авангард», карточные продукты которого подразумевают грейс-период на 200 дней (при среднем значении по рынку 50 дней), находится на седьмом месте с показателем в 32%. Портфель кредитных карт банка равняется 7,2 млрд рублей.

Эксперт по кредитным продуктам портала Банки.ру Марина Вербицкая полагает, что большинство клиентов данных банков оформляют кредитку, чтобы использовать ее в основном как расчетную. А в случае крайней необходимости в кредитных средствах рассчитывают вернуть их в короткие сроки и не платить проценты. «Можно предположить, что клиенты ряда банков пользуются кредитной картой из-за наличия бонусной программы (в некоторых банках кобрендовые карты предоставляются только с кредитным лимитом)», — говорит Вербицкая.

«Иностранные банки традиционно имеют достаточно консервативный риск-профиль на российском рынке розничного кредитования. Их ориентация на клиентов с более высокими доходами применительно к сегменту кредитных карт прямо ведет к тому, что среди активных карточных клиентов образуется существенная доля «грейсеров», — объясняет лидерство «иностранцев» в рейтинге вице-президент, директор департамента банковских карт банка «Ренессанс Кредит» Владислав Вербин.

Он считает, что у стратегии работы с «грейсерными кредитно-карточными» клиентами есть свои преимущества, недостатки и сложности. К плюсам Вербин относит очень умеренные риски и лояльную аудиторию, которой можно предлагать разнообразные банковские и прочие финансовые продукты компаний-партнеров.

«Минусы тоже вполне очевидны — это гораздо меньшие процентные доходы, причем и в силу того, что мало кто из клиентов выходит из грейс-периода, и в силу того, что уровень кредитных ставок здесь ниже среднего для рынка, — размышляет Вербин. — Сложности также понятны: более взыскательная аудитория требует большего внимания к себе и в коммуникационном, и в сервисно-технологическом плане».

Отметим, что исследование банка «Ренессанс Кредит» проводилось среди топ-25 банков по чистым портфелям карточных кредитов на 1 января 2014 года по данным 101-й формы банковской отчетности. Полученные показатели были ранжированы по средней оборачиваемости карточных портфелей. Оборачиваемость была рассчитана следующим образом: для периода с 1 января 2013-го по 1 января 2014 года средние ежемесячные погашения были поделены на средний чистый портфель, бравшийся на начало каждого месяца. Так как по данным 101-й формы отчетности нет возможности разделить реальные погашения и выпадение в просрочку, в расчетах они вместе подразумеваются под «погашениями».

Сам «Ренессанс Кредит» располагается на 16-й строчке своего рейтинга с 13,6% «грейсовых» карт. При этом отметим, что доля таких карт у банка возросла с 2012 года на 1,5 процентного пункта.

Владислав Вербин объясняет эту тенденцию тем, что в чистом портфеле кредитных карт банка (на начало 2014 года его объем составлял 12,4 млрд рублей) увеличилось количество заемщиков, пользующихся «Прозрачной картой», которая привлекает клиентов достаточно высокого сегмента, рассматривающих карту в первую очередь как расчетный, а не как кредитный инструмент.

В конце рейтинга оказались Связной Банк, банк «Траст» и ОТП Банк. Их чистые портфели кредитных карт составляют соответственно 33,5 млрд, 18,3 млрд и 39,3 млрд рублей. Однако у каждой из этих кредитных организаций доля кредиток, используемых исключительно в грейс-период, не превышает 9,5%.

 У лидеров рейтинга по объему чистого портфеля кредитных карт в России на 1 января 2014 года — Сбербанка (252,4 млрд рублей) и «Русского Стандарта» (161 млрд рублей) — доля «грейсовых» карт составляет 23,3% и 12,2%.

Большинство банков не ответило на запрос Банки.ру, а те, кто решил выразить свою позицию, со статистикой «Ренессанс Кредита» категорически не согласились, назвав ее завышенной в разы. Однако верных цифр по доле «грейсеров» среди своих клиентов кредитные организации так и не назвали.

По мнению Росбанка, методология «Ренессанса» по анализу использования грейс-периода к Росбанку неприменима. Дело в том, что по кредитным картам Росбанка льготный период кредитования исчисляется с календарной даты оформления кредитной карты (то есть любая дата внутри месяца), а не с начала календарного месяца.

В банке «Авангард» сообщили, что данные самой кредитной организации отличаются от представленных в исследовании банка «Ренессанс Кредит».

«Можем сказать, что доля карт, активных преимущественно в грейс-период, в нашем банке несколько ниже. Кроме того, она практически не меняется уже на протяжении длительного времени. Только в кризисные годы эта доля немного снижалась, но впоследствии снова вышла на традиционный для нас уровень, поддерживаемый на протяжении многих лет», — рассказали в пресс-службе «Авангарда».

В ТКС Банке, которому «Ренкред» насчитал 11,4% «грейсеров» при объеме чистого портфеля кредитных карт в 74 млрд рублей, также поставили под вопрос методологию и результаты исследования.

«Оборачиваемость портфелей, хотя и дает общее представление о количестве клиентов, использующих кредитные карты в грейс-период, однако является косвенной оценкой, в результате которой в исследовании фигурируют неточные данные о доле таких клиентов у нас», — заявили в пресс-службе банка.

Опровергать данные «Ренессанс Кредита» не стали только банк «Уралсиб» и Кредит Европа Банк.

Так, Кредит Европа Банк подтвердил, что у него доля «грейсеров» близка к 21,6%, рассчитанной «Ренессанс Кредитом».

«У нас в банке выпускаются разные типы кредитных карт, и есть различия между ними по показателю использования льготного периода кредитования, но если взять средний, то он будет составлять около 23%», — сообщил начальник департамента по управлению портфелем и развитию пластиковых карт Кредит Европа Банка Петр Попов. Он также указал, что приведенный «Ренкредом» рост выше упомянутой доли с 2012 года на 2,3 п. п. в Кредит Европа Банке не наблюдается.

Банк «Уралсиб» не стал комментировать свою долю «грейсеров», рассчитанную банком «Ренессанс Кредит» (по его данным, она составляет 31,4% при чистом портфеле кредитных карт 9,1 млрд рублей), но пояснил, почему данная доля выросла с 2012 года на 0,8 п. п.

«Тенденцию к увеличению доли клиентов, использующих кредитную карту с грейсом в соответствии с ее установленным продуктовым сценарием, можно связать с планомерной работой банка по повышению финансовой грамотности клиентов, в частности включения в инструкции по продукту информации о правилах работы грейс-периода», — говорят в банке «Уралсиб».

«В нашем банке доля «грейсеров» далеко не 30%, как подсчитал «Ренессанс Кредит», а что-то около 5%, — рассказал представитель одного банка из рейтинга на условиях анонимности. — Я также знаю, что у многих розничных российских банков доля «грейсеров» очень мала. Но ведь чем больше клиентов кредитной организации используют по кредиткам льготный период, тем больше финансово грамотных клиентов в таком финучреждении. А кому же приятно признаваться, что количество таких клиентов у него в разы меньше, чем по итогам подсчетов прямого конкурента».

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное