Новости

"Помимо ЕГЭ появятся и другие процедуры". Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал о новшествах экзаменационной кампании

В июне российские школьники начнут сдавать единый государственный экзамен. Поскольку в прошлом году экзаменационная кампания сопровождалась скандалами, глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) СЕРГЕЙ КРАВЦОВ рассказал корреспонденту "Ъ" АЛЕКСАНДРУ Ъ-ЧЕРНЫХ, какие перемены предприняты в связи с этим. В частности, ведомство разработало новую трехуровневую систему наблюдения за ходом ЕГЭ. Тем же, кто все-таки провалит экзамен, не стоит отчаиваться: уже в сентябре начнут действовать первые независимые центры, где экзамен можно будет сдавать многократно в течение года. Кроме того, Рособрнадзор намерен серьезно ужесточить контроль за качеством высшего образования в стране и добиваться полномочий закрывать вузы без суда.


-- В прошлом году часть заданий ЕГЭ оказалась в интернете, школьники жаловались на организаторов, которые подсказывали прямо в аудиториях и т. д. В мае завершился предварительный этап госэкзамена-2014. Были ли нарушения? Что вы сделали, чтобы не допустить повторения прошлогодней ситуации?

-- Предварительные экзамены прошли в штатном режиме -- без технологических сбоев и утечек в интернет. У нас много нововведений в организации кампании. Теперь Рособрнадзор утверждает председателей государственных экзаменационных комиссий, тогда как прежде этим занимались регионы. Если к работе комиссии возникают какие-то вопросы, мы можем оперативно заменить ее начальника. Также в каждую региональную комиссию в этом году входит представитель Рособрнадзора с полномочиями федерального инспектора -- это тоже повысит объективность экзамена.

Мы провели переподготовку всех экспертов, которые проверяют часть С (творческие задания повышенной сложности.-- "Ъ"). Поэтому надеюсь, что не повторится прошлогодняя ситуация, когда эксперты за одно и то же задание выставляли значительно отличающиеся баллы.

Чтобы снизить напряженность, в этом году мы впервые обнародовали примерные задания по всем предметам -- более 60 тыс. вариантов. Ребятам было непонятно, как выглядят КИМы (контрольно-измерительные материалы.-- "Ъ"), какие будут задания? Мы еще в апреле опубликовали все КИМы 2013 года и буквально неделю назад выложили задания досрочного периода этого года.

В этом году серьезно расширен и институт общественного контроля за экзаменом. Увеличилось число региональных общественных наблюдателей в аудиториях. Это представители общественности, родители школьников, представители СМИ, депутаты. К ним добавились федеральные наблюдатели -- представители Рособрнадзора. Это в основном студенты, представители молодежных объединений, а также участники проекта "За честный ЕГЭ" -- всего около 3,5 тыс. человек. Таких наблюдателей, оплачивая проезд и проживание, мы направляем преимущественно в населенные пункты, где в прошлом году возникали вопросы к объективности экзамена.

-- Теперь в каждой экзаменационной аудитории должна быть установлена видеокамера. Это действительно повысит объективность экзамена? Кто будет отсматривать эти тысячи часов видео?

-- Этим займутся онлайн-наблюдатели, более 4 тыс. человек, которые прошли специальное обучение и получили доступ к нашему сайту "Смотриегэ.рф". Наблюдатели в онлайн-режиме отсматривают картинку с камер в течение всего экзамена, могут потом пересмотреть запись. Если видят шпаргалку, подсказку, что-то подозрительное -- ставят метку, потом все свои замечания передают в Рособрнадзор, а также в городские и региональные экзаменационные комиссии. Там проверяют видеозапись и принимают решение. То есть выпускник может думать, что удачно схитрил, но через несколько дней окажется, что его заметили и экзамен аннулируется.

-- Почему не разрешить смотреть всем желающим? Чем больше людей, тем больше они заметят злоупотреблений.

-- Необходимо элементарное обучение, чтобы человек понимал, на что обращать внимание. Это не развлечение -- он должен наблюдать за выполнением определенной процедуры. Наблюдателем мог стать любой желающий: мы давно направили приглашения во все вузы, рассказывали об этом СМИ. В этом году посмотрим, как работает этот механизм, какие у него есть плюсы и минусы.

Наблюдатели уже в ходе предварительного этапа на экзамене по русскому выявили 7 учеников, которые попытались воспользоваться мобильными телефонами. Их результаты были аннулированы -- и больше у нас таких случаев практически не было, только еще один в резервный день. Ребята поняли, что нужно рассчитывать лишь на свои знания.

В любом случае, если даже ученик воспользуется телефоном в туалете и задания окажутся где-то в интернете, мы его обнаружим. Достигнута такая степень защиты материалов, что мы установим человека даже по небольшому фрагменту, и его результат будет аннулирован. Игра просто не стоит свеч.

-- Но ведь жульничество во время ЕГЭ -- лишь верхушка общей практики списывания. Если ребенок в школе привык списывать, он вряд ли откажется от этого на выпускном экзамене. Что с этим можно сделать?

-- Если нам удастся минимизировать списывание и другие нарушения на ЕГЭ и во время итоговой аттестации 9 классов, дети поймут, что на экзамене все равно придется демонстрировать только свои знания, и станут лучше учиться.

У нас на 750 тыс. сдающих экзамен более 500 тыс. бюджетных мест в вузах. Плюс бюджетные места в учреждениях среднего профессионального образования, плюс платное обучение. Поэтому, если ты нормально учился, посещал занятия, сдашь ЕГЭ и найдешь себе место, чтобы продолжить образование. И ведь дети не хотят отмены ЕГЭ -- они понимают, что так им самим удобнее. Ты сдаешь русский язык, математику, экзамен по выбору и сразу после обработки результатов узнаешь свою оценку в интернете. Тебе не нужно никуда уезжать -- ты из дома отправляешь свои результаты в любые пять вузов страны. У нас в этом году даже нет бумажных свидетельств ЕГЭ: их иногда подделывали, поэтому мы просто отменили этот документ. Все вузы подключены к федеральной базе результатов ЕГЭ, они проверяют данные в заявке -- и все, ты поступил, не уезжая из своего поселка.

Поэтому именно студенты хотят обеспечивать прозрачность ЕГЭ -- они ведь сами к нам обратились с такой инициативой. Они говорят: "Мы поступили честно, ЕГЭ дал нам такую возможность, поэтому мы не хотим, чтобы здесь были какие-то нарушения".

-- Расскажите про независимые центры сдачи ЕГЭ -- как продвигается этот эксперимент? Зачем они вообще нужны?

-- Сейчас дается фактически одна попытка в год сдать экзамен -- в июне -- или во вторую волну, в июле. Во многом именно это создает напряжение вокруг ЕГЭ: дети считают, что у них есть только один шанс и поэтому задумываются о списывании и других нарушениях. Хотя я еще раз напомню, что если их заметят, то следующий раз они смогут сдать экзамен только через год.

А независимые центры будут работать круглогодично -- можно будет несколько раз сдавать экзамен и использовать для поступления лучший результат.

-- Сколько раз можно будет сдавать экзамен в таком центре?

-- Все эти вопросы мы сейчас прорабатываем, за лето определимся. Очевидно, что будет несколько попыток, между которыми закреплен какой-то перерыв, чтобы человек мог подготовиться.

Помимо ЕГЭ мы в ближайшее время введем и другие процедуры оценки качества образования по аналогии с международными исследованиями, такими как PISA (Programme for International Student Assessment, международное исследование способности учащихся использовать школьные знания в жизни.-- "Ъ"). Мы сделаем оценочные срезы знаний школьников, чтобы понять, каково реальное состояние образования. Возможно, будем проверять и уровень знаний, и то, как ребенок умеет их применять.

-- В каких классах?

-- Планируем и в начальной школе, и в основной. Для старшей школы у нас есть ЕГЭ, хотя он фактически показывает данные только о математике и русском языке. Остальные предметы ребята выбирают сами для поступления в вуз, они мотивированы заниматься, поэтому их результат не показатель для всей страны. Вот для чего в старшей школе мы планируем выборочно рассмотреть предметы, которые не обязательны для сдачи ЕГЭ. Например, в один год мы проверяем знания по биологии, в следующем смотрим физику, через год -- географию. Эти испытания никак не повлияют на судьбу ребенка, мы хотим вообще сделать результаты анонимными.

Уже со следующего года запустим пилотный проект для регионов, которые добровольно захотят в нем участвовать. Если эта система заработает, сделаем ее обязательной. Во многих регионах подобные проверки уже есть, да и раньше в школах были министерские контрольные работы.

-- И что вы будете делать с полученными данными?

-- Можно направить учителей на повышение квалификации, можно изменить методическое обеспечение учебного процесса, посмотреть, по каким учебникам работают в школе... Есть много вариантов.

-- На прошлой неделе министерство образования и науки объявило о завершении очередного мониторинга эффективности вузов. Итоги окончательно не подведены, но известно, что 240 вузов и 780 филиалов оказались в зоне риска. Что с ними будет?

-- Хочу сказать, что в сфере высшего образования очень много сделано за последние годы -- проекты по созданию федеральных и национальных исследовательских университетов дали достаточный стимул для совершенствования образования. Но у нас действительно существуют вузы, которые дают некачественное образование. С сентября прошлого года 226 образовательных учреждений потеряли лицензию, сейчас их осталось 2274 в реестре. Это были в том числе вузы и филиалы, которые показали признаки неэффективности. Причем большинство филиалов закрылись по решению учредителей -- мы это только приветствуем.

Если вуз находится в зоне с признаками неэффективности -- хотя от этого термина мы приняли решение уходить,-- то это сигнал для его руководителя и учредителя. И одновременно это поручение Рособрнадзору прийти с проверкой.

-- Что стало со студентами 226 вузов с отозванными лицензиями?

-- Судьба студентов -- это первостепенный вопрос, мы не можем допустить социального напряжения. Мы ведем работу с учредителями вузов, договорились о взаимодействии с каждым председателем регионального совета ректоров, создали комиссии во всех округах, министерство открыло горячую линию по номеру 8-800-333-91-94. Мы должны дать каждому студенту возможность продолжить образование -- может быть, с потерей курса или двух. А вот сможет он хорошо учиться или нет, уже зависит только от него.

Если посмотреть статистику, большинство негосударственных вузов и филиалы всех типов предлагают заочную форму обучения по менеджменту, экономическим и юридическим специальностям. Мы не говорим, что эти профессии не нужны -- но сейчас более востребованы инженерные и технические специальности.

Я был в Брянске, проверял филиал Института шоу-бизнеса и туризма. Это оказалась трехкомнатная квартира, практически все предметы преподает один человек, студентов принимают с 37 баллами ЕГЭ при государственном минимальном пороге в 36 баллов. Понятно, какое там качество образования. Или вот в Ставрополе на территории завода арендуются несколько помещений, там расположены учреждения среднего профобразования и вуз. Преподаватели примерно одни и те же. Поступает школьник после 9-го класса в СПО на юридическую специальность, потом, не сдавая ЕГЭ, переходит в вуз -- фактически в соседнюю комнату. Сейчас лицензии у этих вузов аннулированы.

-- Если таких учебных заведений много, что мешает их оперативно закрывать?

-- К сожалению, законодательство построено таким образом, что мы должны выиграть два суда по месту нахождения образовательного учреждения, чтобы отозвать лицензию или аккредитацию.

-- У Рособрнадзора же нет своих территориальных отделений. Получается, что вы должны из Москвы оценивать вузы по всей России. Насколько объективны ваши собственные проверки?

-- Мы сформировали новую аккредитационную коллегию: туда входят ректоры, депутаты, председатели ведущих профессиональных ассоциаций. Также мы создали аттестационную комиссию, куда вошли опытные профессионалы -- проректоры тех вузов, которые показали хорошие результаты. В каждом округе теперь есть отдельная комиссия по качеству высшего образования: в ней задействованы полномочные представители президента РФ, Рособрнадзора, ректоры государственных и частных вузов, члены РСПП, студенческие лидеры. Эта комиссия на своем уровне обсуждает проблемы региона, кадровые потребности местного рынка труда -- и свои предложения передает в аккредитационную коллегию Рособрнадзора.

Также мы сейчас активно занимаемся привлечением экспертов, которые должны участвовать в проверках вузов. С этим есть определенная проблема: нам нужно для такой работы не менее трех тысяч человек, а в государственном реестре экспертов зарегистрировано около двух тысяч. И не все они достаточно профессиональны -- кто-то там оказался, скажем так, по определенным обстоятельствам. Люди приезжали в вуз, инспектировали его и уезжали довольными-счастливыми, на многое закрывая глаза. А нам нужны люди из ведущих вузов, из национальных исследовательских университетов, чтобы они не только недостатки замечали, но и делились своим опытом. В конечном счете для чего мы работаем? Не для того, чтобы кого-то наказать. Мы прежде всего хотим повысить качество образования. И одна из приоритетных задач -- привлечение таких экспертов-практиков, которые могут помогать отстающим.

Интервью взял Александр Ъ-Черных


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное