Почему население кредитуется все меньше, а корпоративное кредитование растет? Какая модель поведения у потребителей преобладает– накопительная или сберегательная? Как вести себя банкам-монолайнерам? О тенденциях банковского сектора рассказал начальник управления маркетинговой стратегией и исследованиями ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.
– Начало 2014 года для банковского сектора оказалось в целом очень неплохим. А темпы роста в апреле оказались даже выше, чем в 2013 году в целом. Банковский сектор продолжает расти, но здесь тоже происходят любопытные изменения. Традиционно темпы розничного кредитования значимо опережали корпоративное кредитование. Розничный сектор был самым динамичным, демонстрировал высокие темпы роста в 2012 году – 40 %, в 2013 – почти 30%. Корпоративный сектор кредитовался куда меньшими темпами.
Сейчас ситуация иная, первые 4 месяца 2014 года показали, что темпы роста кредитования населения стали меньше – 4,36 %. По итогам года мы можем выйти на 20%. И это все равно много.
Корпоративное кредитование за 1 квартал выросло очень сильно. Ключевая причина этого в том, что предприятиям стало гораздо сложнее занимать деньги за рубежом. Сложнее и дороже. Поэтому многие предприятия вынуждены активнее обращаться на внутренний рынок. В феврале, марте и апреле корпоративное кредитование росло чуть выше розничного.
Еще один важный показатель – соотношение кредитования и привлечения средств. Потребительская (кредитная) модель рынка актуальна на хорошем росте экономики, когда человек чувствует себя уверенно, доходы растут, что дает возможность выплачивать кредиты. Сберегательная модель обычно популярна, когда есть ощущение неопределенности, непонятно что будет с работой, доходами, и люди пытаются сберегать средства «на черный день».
Начиная с середины 2010 и вплоть до конца 2013 года, в России работала потребительская модель, и темпы роста кредитования росли сильно. Но в начале 2014 года возникла ситуация, когда с одной стороны рост розничного кредитования замедлился, а с другой - сбережения не только не выросли, но и в марте, например, произошел даже отток вкладов. Но уже в апреле произошел прирост вкладов. По итогам мая будет то же самое.
Сейчас в отличие от трех предыдущих лет в банковском секторе нет явно выраженной модели: потребительская модель уже ослабла, сберегательная еще не сформировалась. Мы находимся в смешанном тренде. Если в экономике будет наблюдаться стагнация, что является наиболее вероятным сценарием, то, скорее всего, темпы роста розничного кредитования останутся на том же уровне, а привлечение возрастет, и это будет сберегательная модель.
В 2012–2013 годах самые высокие темпы роста показывали банки-монолайнеры с агрессивной кредитной политикой. Сейчас на первый план выходит не гонка за долей рынка, а отлаженность процессов, надежность процедур, правильный риск-менеджмент. Это приводит к тому, что банки, которые занимались высокорисковым кредитованием, вынуждены сокращать его объемы, а те банки, которые изначально занимали взвешенную позицию по рискам, напротив, на фоне падающего рынка поддерживают высокие темпы роста.




SIA.RU: Главное