Вчера председатель правления "Автодора" Сергей Кельбах заявил на заседании межведомственной рабочей группы по строительству транспортного перехода через Керченский пролив, что самый приемлемый вариант -- двухуровневый автомобильно-железнодорожный мост. Его планируется построить за три с половиной года. По словам господина Кельбаха, "Автодор" рассмотрел 74 варианта транспортного перехода, включая мост, совмещенный с тоннелем. Экспертный совет "Автодора" рекомендовал правительству в качестве "наиболее оптимального" строительство совмещенного моста с четырехполосной автомагистралью и двумя железнодорожными путями через косу Тузла.
Ориентировочная стоимость проекта -- порядка 283,2 млрд руб. ($8 млрд по текущему курсу), 149,8 млрд руб. потребуется на строительство моста, подъездные пути обойдутся в 51,4 млрд руб., а подготовка -- примерно в 82 млрд руб. Стоимость перехода в очередной раз возросла: изначально строительство оценивалось в 46 млрд руб., затем Минэкономики повысило оценку необходимых бюджетных средств до 155 млрд руб., а в проекте ФЦП развития Крыма уже предполагалось выделить из бюджета 200 млрд руб. Общая стоимость проекта приблизилась к мировому рекорду: самый дорогой мост в истории -- Даньян-Куньшаньский виадук в КНР длиной 165 км обошелся в $8,5 млрд (см. справку).
По какой схеме будет финансироваться строительство, пока не решено. Замминистра транспорта Олег Белозеров заявил вчера, что рассматривается "и прямое финансирование, и контракт жизненного цикла, и концессия". "Механизмом наполнения может быть бюджет, в том числе и средства ФНБ",-- заявил он. По словам Сергея Кельбаха, финансовая модель базового проекта моста предусматривает "государственный грант" в размере не более 200 млрд руб. Остальные 83 млрд руб. предполагается привлечь в качестве заемного финансирования. Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что "по-прежнему рассматривается привлечение к финансированию и строительству китайских компаний, переговоры продолжаются". Месяц назад "Ъ" рассказывал, что участие в финансировании может принять частный China International Fund, а строительством может заняться государственная China Railway Construction Corporation. 22 мая глава Минтранса Максим Соколов говорил, что "ряд компаний из Китая и Южной Кореи проявили интерес" к проекту.
Окупаться проект будет как минимум до 2038 года -- за это время его платная эксплуатация может принести 142-228 млрд руб. в зависимости от тарифа. Альтернативные варианты транспортного перехода обошлись бы еще дороже. На раздельные мосты понадобилось бы еще 35-55 млрд руб., а на проект с тоннелем -- 60-90 млрд руб. в зависимости от конфигурации.
| Место | Мост (страна) | Длина (км) | Страна | Сроки строительства / реконструкции | Общая стоимость ($ млрд) | Стоимость 1 км ($ млн) |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Даньян-Куньшаньский виадук (Китай) | 164,8 | Китай | 2006-2010 | 8,5 | 51,6 |
| 2 | Бэй-Бридж (США) | 7,2 | США | 2002-2013 | 6,4 | 888,9 |
| 3 | Большой Бельт (Дания) | 18 | Дания | 1988-1998 | 3,14 | 174,4 |
| 4 | Мост через залив Ханчжоувань (Китай) | 35 | Китай | 2003-2007 | 2 | 57,1 |
| 5 | Йонджон (Южная Корея) | 4,4 | Южная Корея | 1995-2000 | 1,9 | 431,8 |




SIA.RU: Главное