Несмотря на заявления менеджмента Сбербанка о том, что вместо закрытых отделений открываются новые, их число продолжает уменьшаться. В 2013 году банк закрыл 636 подразделений, в январе-апреле, по данным ЦБ -- 241. Среднемесячные темпы сокращения в 2013 году составляли 53 отделения, а в этом -- 60.
Закрытие отделений происходит в рамках программы переформатирования сети, запущенной в 2010 году. Банк закрывает небольшие нерентабельные офисы и открывает одно более крупное подразделение. Наименее рентабельны офисы в сельской местности - на них приходится 36% сети. "Как правило, число сотрудников в подразделениях на селе не превышает единицы, работают они неполный рабочий день и часто один-два раза в неделю,-- сообщили "Ъ" в Сбербанке.-- Это связано с отсутствием достаточного спроса на услуги. Содержание таких подразделений влечет повышенные издержки, поэтому банк внедряет альтернативные формы обслуживания". К ним относят интернет-банк, мобильный банк, устройства самообслуживания (банкоматы и платежные терминалы). "Если к концу 2012 года банк имел 74 тыс. устройств самообслуживания, то на начало 2014 года -- 89 тыс., и тренд на расширение продолжается,-- указывают в банке.-- За пять месяцев количество устройств самообслуживания увеличилось еще на 720". Число клиентов, совершающих операции через электронные каналы, выросло к 2012 году на 50%, до 24 млн человек.
Альтернативой стационарным отделениям в Сбербанке считают и передвижные пункты кассовых операций (автобусы) -- один мобильный офис способен заменить от пяти до восьми стационарных. Впрочем, число офисов на колесах растет далеко не так стремительно, как сокращаются обычные отделения. На прошедшем 6 июня годовом собрании акционеров прозвучал целый ряд жалоб на закрытие отделений в сельской местности. Миноритарии также просили президента Сбербанка Германа Грефа прекратить замену обычных отделений офисами самообслуживания, так как это отнюдь не полноценная замена.
Господин Греф обещал прислушаться к мнению акционеров и клиентов, тем более что одной из стратегических целей Сбербанка является обеспечение доступности услуг для населения. Но выполнить обещание будет непросто -- другой целью является сокращение расходов, основная часть которых приходится на содержание сети. Сокращение расходов -- одна из немногих задач, с которой Сбербанк не справился в рамках предыдущей пятилетней стратегии. Соотношение его операционных расходов к доходам составило по итогам 2013 года 46,6% вместо плановых 40%. Новая стратегия предполагает рост операционных расходов банка в 2014-2018 годах в среднем чуть более на 10% в год. "Стратегия Сбербанка ставит перед ним одновременно две задачи: сокращение расходов и повышение доступности банковских услуг. Первая задача вполне конкретная, в то время как вторая -- скорее умозрительная,-- говорит главный аналитик ИФК "Солид" Ибрагим Боташев.-- В любом случае банку не стоит забывать, что сеть -- одно из главных его преимуществ, поскольку многие клиенты выбирают банк именно из-за шаговой доступности отделений".
Новости
Сбербанк режет сеть ради эффективности
Сбербанк ускорил темпы сокращения отделений, переводя все больше клиентов на удаленные каналы обслуживания. Сеть является основным генератором издержек для банков. Однако в погоне за эффективностью Сбербанк рискует потерять одно из своих главных преимуществ -- шаговую доступность отделений.
Полный текст материала на
http://www.kommersant.ru/
/
Коммерсантъ
/
Подпишитесь на наш Telegram-канал
SIA.RU: Главное
SIA.RU: Главное



