Новости

Налоговый маневр: какие российские НПЗ окажутся нерентабельными?

Как стало известно "Ъ", Минэнерго провело анализ того, как введение налогового маневра повлияет на российскую нефтепереработку. Об этом Минэнерго и Минфин договорились в конце июня на совместном совещании с "Роснефтью", которая опасалась, что может больше всего пострадать от роста пошлины на мазут. Проблемы госкомпании подтвердились: по оценке Минэнерго, нерентабельными окажутся четыре ее завода -- Комсомольский, Рязанский, Саратовский и Ачинский (сейчас остановлен из-за пожара, планируется частичный ввод в эксплуатацию до конца года), рассказали "Ъ" источники, близкие к правительству. Производство нефтепродуктов будет невыгодным также на Киришском НПЗ "Сургутнефтегаза" и Орском НПЗ "Русснефти". В компаниях это не комментируют, в Минэнерго и Минфине от дополнительных комментариев отказались.

С 2015 года в России должна была быть введена экспортная пошлина на мазут в размере 100% от пошлины на нефть. Но нефтекомпании, которые еще в 2011 году заключили соглашения с правительством о модернизации НПЗ, не успевали с введением новых мощностей, которые повысили бы глубину переработки нефти. По данным ЦДУ ТЭК, на Комсомольском НПЗ с начала года она составляет 60,4% (доля мазута в продукции -- 39,1%), на Рязанском -- 64,4% (34,1%), Саратовском -- 71,8% (27,4%), Киришском -- 58,1% (41,2%), Орском -- 65,5% (33,4%). При этом, например, на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа глубина переработки 93,3%, на Омском НПЗ "Газпром нефти" -- 91,5%. Но, как утверждают собеседники "Ъ", сложности в большей степени связаны с программами модернизации: "Есть опасения, что работы проводятся медленно".

В итоге в Минэнерго и Минфине начали прорабатывать новые правила, которые сразу вызвали споры с нефтекомпаниями. Как говорят источники "Ъ", компромисс между собой ведомства фактически нашли (см. таблицу). Маневр направлен на рост маржи добычи нефти, но резко снижает маржу нефтепереработки, особенно пострадают заводы с низкой глубиной переработки. Кроме того, в ходе маневра придется пересматривать сроки действия налоговых каникул по НДПИ на нефть, источники наполнения дорожных фондов (формируются за счет акцизов на топливо). Государству фактически придется субсидировать нафту и авиакеросин для внутреннего рынка. В 2015 году бюджет от маневра может потерять 98 млрд руб., но в 2016 он уже заработает 40 млрд руб., а в 2017-м -- 71 млрд руб.

Но пока министерства не могут прийти к компромиссу с "Роснефтью": маневр может сделать нерентабельными не только три работающих НПЗ компании, но и ее проект Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Как говорят собеседники "Ъ", близкие к "Роснефти", она вообще выступает в целом против изменений. "Эта позиция понятна с учетом возможных проблем с НПЗ компании",-- говорит источники "Ъ" в правительстве.

Кирилл Мельников, Юрий Барсуков, Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное